Первый визит в Страсбург вновь назначенного Уполномоченного РФ при Европейском Суде по правам человека
В первой декаде июня состоялся первый визит в Страсбург вновь назначенного Уполномоченного Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека – заместителя министра юстиции РФ М. Гальперина. Уполномоченный принял участие в заседании Комитета министров Совета Европы (DH) и представил отчет российских властей по вопросу исполнения пилотного постановления Европейского суда «Ананьев и другие против России» и постановлений по группе дел «Калашников», связанных с условиями содержания в пенитенциарных учреждениях. По итогам принято решение, в котором получили положительную оценку предпринятые и запланированные российскими властями меры, в том числе по реализации программ по развитию уголовно-исполнительной системы, созданию новых и совершенствованию существующих национальных средств правовой защиты, обеспечению взвешенного подхода к избранию и продлению меры пресечения в виде заключения под стражу. В решении также содержится призыв к властям продолжить работу на данных направлениях.
Наряду с этим Комитет министров дал положительную оценку усилиям российских властей по исполнению других постановлений ЕСПЧ. По результатам рассмотрения отчетов были сняты с контроля вопросы об исполнении 106 дел, касающихся чрезмерной длительности уголовного и гражданского судопроизводства, и о создании внутригосударственных средств правовой защиты от нарушений, связанных с волокитой при исполнении судебных актов по обязательствам государства и муниципальных образований. С интересом воспринята информация о запланированной разработке законопроекта (в контексте исполнения постановлений ЕСПЧ по группе дел «Ким») о внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части сроков содержания лиц в специальных учреждениях в целях административного выдворения и депортации, а также порядка обжалования соответствующих решений.
В рамках визита Уполномоченным проведен ряд рабочих встреч, в том числе с руководителем Генерального директората по правам человека и верховенству права Совета Европы Ф. Буайя, руководителем Директората по правам человека Х. Якумопулосом, председательствующим на заседания Комитета министров А. Скибстедом, главой Департамента Совета Европы по политике и сотрудничеству в области прав человека М. Лобовым и другими представителями структур Совета Европы.
АЮР и ФССП заключили соглашение о сотрудничестве
Ассоциация юристов России и Федеральная служба судебных приставов 14 июня заключили соглашение о сотрудничестве. Подписи под документом поставили председатель правления АЮР В. Груздев и директор ФССП – главный судебный пристав РФ Д. Аристов. Стороны согласились взаимодействовать в области права, научной и образовательной деятельности, совершенствования правовой системы РФ, повышения эффективности мер по обеспечению единства правового пространства России.
Совместные усилия будут направлены на оказание бесплатной юридической помощи гражданам, повышение уровня правовой грамотности населения. Специалисты АЮР примут участие в разработке ведомственных нормативных правовых актов, проведении независимой антикоррупционной экспертизы. Кроме того, юристы будут осуществлять научный анализ системы действующих норм федерального и регионального законодательства в целях выявления пробелов, противоречий, коллизионных норм, а также участвовать в законотворческом процессе.
Legal Run 2017
С 20 по 27 мая 2017 года порядка 5000 юристов из более чем 50 городов и 12 стран мира пробежали свой Legal Run 2017 – уникальный фандрайзинговый проект, с 2014 года объединяющий представителей профессионального сообщества юристов всего мира в поддержку подопечных благотворительного фонда «Подари жизнь» и нескольких региональных фондов.
В 2017 году в рамках проекта Legal Run удалось собрать рекордную цифру – более 5 млн руб.: из них 4,5 млн руб. пошли в фонд «Подари жизнь» на лечение и сложные операции 14 детей, 350 тыс. руб. собрали юристы в Екатеринбурге для регионального благотворительного фонда «Дети России», 150 тыс. руб. – юристы Tomsk Legal Run для томского детского фонда имени Алены Петровой и 150 тыс. руб. юристы Volga Legal Run отправили в Нижегородский онкологический научный центр.
В этом году проект получил беспрецедентный географический охват от Благовещенска до Лондона. Так, 20 мая забеги состоялись в Москве, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Казани, Томске и Благовещенске, 24 мая забег прошел в Лондоне, а 27 мая эстафету марафона Legal Run подхватили в Нижнем Новгороде, Самаре, Новосибирске, Екатеринбурге, Тюмени, Воронеже и Краснодаре. В десятках других городов по всему миру состоялись акции Global Legal Run: флешмобы юристов прошли в России от Владивостока до Калининграда и за ее пределами – от Хельсинки до Барселоны. Юристы вышли на улицы своего города, чтобы пробежать произвольную дистанцию в поддержку проекта. Legal Run был приурочен сразу к нескольким датам – Дню российской адвокатуры, Всемирному дню без табака и Дню защиты детей и проходил при поддержке Федеральной палаты адвокатов РФ и Петербургского международного юридического форума.
Организация забегов состоялась за счет частных пожертвований и спонсорских средств юридических фирм и других компаний. В 2017 году проект поддержали более 100 российских и иностранных юридических фирм.
ФАС России и члены ОКЮР: продолжение разговора
За круглым столом 6 июня представители ФАС России и члены ОКЮР обсудили вопросы антимонопольного регулирования в розничной торговле, финансовом секторе, последние тенденции правоприменения в сфере рекламы и недобросовестной конкуренции.Заместитель руководителя ФАС России А. Кашеваров рассказал об итогах мониторинга и проверки деятельности торговых сетей и поставщиков. В частности, внимание ФАС России привлекла складывающаяся практика, связанная с несоразмерными штрафами в пользу торговых сетей и требуемыми от поставщиков скидками. Заместитель главы ведомства отметил, что торговое законодательство может привести к новым поправкам в закон, если характер взаимоотношений не изменится. Например, «законом вполне может быть ограничен размер включаемых в договоры штрафов. В настоящее время для нас саморегулирование рынка остается приоритетом», – подчеркнул он.
Спикер сообщил, что ФАС России рассматривает возможность включения в число членов Межотраслевого экспертного совета (МЭС) представителей регуляторов (Минпромторга, ФАС России и т. д.). Кроме того, он предложил сделать решения МЭС обязательными для всех участников рынка вне зависимости от наличия членства, а также предоставить МЭС полномочия по применению штрафных санкций к нарушителям.
Заместитель начальника управления контроля социальной сферы и торговли ФАС России Е. Урюкина рассказала о проблемах применения требований Закона о торговле к раскрытию информации. Снизить риски нарушений компании могут посредством разработки и соблюдения коммерческих политик. При этом участники рынка могут по аналогии руководствоваться рекомендациями по разработке коммерческих политик, которые ФАС России подготовила для субъектов фармацевтического рынка. Е. Урюкина обратила внимание, что раскрытие информации позволит создать условия для недискриминационного доступа поставщиков в торговые сети, а также рассказала о подходах антимонопольного ведомства к доказыванию дискриминационных условий, создаваемых торговыми сетями поставщикам продовольственных товаров, при оказании маркетинговых услуг и делах ФАС России в отношении крупных торговых сетей, таких как «Метро Кэш Энд Керри», «Ашан», «Лента» и др. Обращаясь к проблеме условий о возврате товаров в договорах между торговыми сетями и поставщиками, она пояснила, что «служба не стремится к запрету возвратов как таковых и намерена сохранить существующую в законе конструкцию запрета на навязывание подобных условий. При этом целесообразно предусмотреть, что цена возвращаемых продовольственных товаров должна быть определена в зависимости от оставшегося срока годности товара (цена должна снижаться пропорционально истечению срока годности товара)».
В продолжение темы А. Нестеренко, президент ОКЮР, призвала участников обратить внимание на то, что ФАС России усиливает взаимодействие с Банком России. Так, приказом руководителя Федеральной антимонопольной службы от 10.05.2017 была утверждена дорожная карта «Развитие конкуренции на рынке финансовых услуг», которой предусмотрены конкретные мероприятия по выработке предложений по предупреждению злоупотребления кредиторами доминирующим положением на рынке потребительского кредитования; недобросовестной конкуренции банков на рынке вкладов физических лиц; снижению возможности воздействия занимающих доминирующее положение представителей страховщиков на деятельность конкурентов и состояние конкуренции на рынке ОСАГО; предупреждению иных нарушений антимонопольного законодательства со стороны поднадзорных Банку России финансовых организаций в связи с возможным законодательным определением института заключений ФАС России на проекты правил профессиональной деятельности, разрабатываемых профессиональными объединениями финансовых организаций, а также на базовые стандарты деятельности финансовых организаций, создаваемых саморегулируемыми организациями в сфере финансового рынка. «В скором времени Банк России на постоянной основе будет предоставлять ФАС информацию в электронном виде о деятельности финансовых и иных организаций, поднадзорных ЦБ России. Упрощение процедуры получения антимонопольными органами информации, необходимой для проведения анализа состояния конкуренции на рынке финансовых услуг, сократит административные издержки финансовых организаций при выполнении запросов службы», – считает А. Нестеренко.
Заместитель начальника управления контроля финансовых рынков ФАС России Л. Беляева отметила, что одним из характерных, в частности для рынка банковских услуг, нарушений является недобросовестная конкуренция со стороны кредитных организаций, связанная с ухудшением потребительских свойств срочных вкладов физических лиц после заключения договора. Так, кредитные организации зачастую неправомерно вводят запрет на пополнение вклада (или устанавливают заградительную комиссию, небольшую допустимую сумму пополнения или непосильную минимальную сумму пополнения), снижают проценты, начисляемые на суммы пополнения вкладов, и т. п. При этом, как обратила внимание спикер, в некоторых случаях банки оправдывают свои действия наличием предписания Банка России об ограничении операций по привлечению средств во вклады, что отдельно проверялось ФАС России и во всех рассмотренных к настоящему моменту случаях не подтверждалось, а действия банка признавались актом недобросовестной конкуренции.
В качестве еще одного характерного для рынка банковских услуг нарушения Л. Беляева назвала антиконкурентные соглашения между универсальными банками и банками, специализирующимися на кредитовании приобретения автомобилей определенных марок. Такие соглашения заключаются для открытия универсальным банком счетов заемщикам партера для более удобного обслуживания выданного последним автокредита с одновременным обязательством универсального банка не переманивать таких клиентов, предлагая собственные автокредиты, то есть с обязательством частично отказаться от конкуренции с партнером. Спикер отметила, что за последние годы ФАС России по результатам всех подобных проверок такие нарушения выявлялись и впоследствии решения о наличии данных нарушений поддерживались судами.
Особое внимание докладчик уделила взаимодействию кредитных и страховых организаций: поведала о внесенных изменениях в Общие исключения в отношении соглашений между кредитными и страховыми организациями, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 30.04.2009 № 386. Рассказывая о некоторых несоответствиях этому документу применяемых банками порядков взаимодействия страховщиками, Л. Беляева выделила, в частности, следующие:
– первое – предъявление к страховщикам требований, которые не имеют отношения к оценке их финансовой устойчивости и платежеспособности, а также требований, которые прямо отнесены Общими исключениями к недопустимым, например, в виде дополнительных или корректирующих общую оценку страховщиков требований (таких как уровень деловой активности, отсутствие задолженности перед бюджетом независимо от размера задолженности, наличие кредитных рейтингов, наличие филиальной сети);
– второе – несоблюдение ограничений по периодичности проверок страховщиков;
– третье – требование представлять для проверки документы, в которых отсутствует необходимость, и прочие несоответствия.