Минэкономразвития России разработало и опубликовало для проведения публичного обсуждения законопроект, который вносит поправки в нынешний порядок госрегистрации прав на недвижимость, а также перечень информации, содержащейся в реестрах. Так, например, министерство предлагает регистрировать права на недвижимость на основании решений третейских судов, по которым уже выданы исполнительные листы.
Предлагаемые Минэкономразвития изменения должны коснуться сразу нескольких федеральных законов. Прежде всего речь идет о Федеральном законе от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», в который предлагается внести довольно существенные правки. Разработанный министерством законопроект размещен на портале www.regulation.gov.ru для публичного обсуждения, которое проходит до 13 июля (ID проекта 02/04/03-17/00063190).
Кадастр и реестр прав на недвижимость станут детальнее
После вступления в силу нового закона о регистрации недвижимости (см. подробнее «ЭЖ», 2017, № 02, с. 12) госкадастр и реестр прав на недвижимое имущество стали частью единого целого — государственного реестра недвижимости. В новом законопроекте предлагается расширить содержание сведений, которые включаются в этот реестр, а также скорректировать порядок внесения изменения в такие сведения.
Так, в кадастр недвижимости, помимо уже имеющейся в нем информации, планируется также вносить сведения о:
-
том, что земельный участок (или земельные участки) образованы путем перераспределения земель или земельного участка, находящихся в государственной (муниципальной) собственности, и земельного участка, находящегося в частной собственности, на основании решения об утверждении схемы расположения земельного участка или согласия органа государственной власти или органа местного самоуправления на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории;
-
решении об изъятии земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимости для государственных или муниципальных нужд;
-
ограничении оборотоспособности земельного участка, если такой земельный участок предоставлен в безвозмездное пользование в соответствии с законом. При этом такие сведения регистрирующий орган должен вносить без дополнительного заявления при госрегистрации права безвозмездного пользования земельным участком. Исключаться из реестра прав такие сведения тоже будут без дополнительного заявления одновременно с госрегистрацией прекращения права безвозмездного пользования таким земельным участком.
Также в реестр прав на недвижимость предлагается вносить сведения о запрете государственной регистрации перехода, прекращения, ограничения права на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения или обременения такого земельного участка до завершения рассмотрения в суде дела о его изъятии в связи с неиспользованием по целевому назначению или использованием с нарушением законодательства.
Реестр границ может пополниться информацией о решениях о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, в числе которой:
-
реквизиты решений органов государственной власти или органов местного самоуправления, принявших решение о резервировании;
-
цели и сроки резервирования земель;
-
возникающие в связи с резервированием земель ограничения прав на земельные участки, расположенные в границах зарезервированных земель;
-
описание местоположения резервируемых земель в соответствии со схемой резервируемых земель в объеме, предусмотренном порядком ведения Единого государственного реестра недвижимости
Решения третейских судов приобретут новый статус
Важным изменением (пока что теоретическим) является дополнение перечня оснований кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав таким пунктом, как решения третейских судов, по которым выданы исполнительные листы в соответствии со вступившими в законную силу судебными актами судов общей юрисдикции или арбитражных судов, и такие исполнительные листы.
Кроме того, в этот перечень по планам Минэкономразвития войдут:
-
технический план (в некоторых случаях, например, при государственном кадастровом учете и госрегистрации прав либо при кадастровом учете в связи с созданием в результате строительства или изменением в результате реконструкции зданий, сооружений, при государственном кадастровом учете помещений или машино-мест в здании, сооружении);
-
акт обследования (при государственном кадастровом учете в связи с прекращением существования здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, помещения или машино-места; при государственном кадастровом учете и госрегистрации прекращения прав в связи с прекращением существования здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, помещения или машино-места);
-
утвержденная карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ.
Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на недвижимость могут производиться как одновременно, так и отдельно. Случаи такого «раздельного» проведения установлены в законе. Законопроектом предусмотрено расширение перечня оснований, при который кадастровый учет можно провести без регистрации прав. К таким случаям относятся:
-
проведение кадастрового учета в связи с выбором правообладателем земельного участка, здания, сооружения вида разрешенного использования такого объекта недвижимости из числа видов, предусмотренных градостроительным регламентом, если такой правообладатель в соответствии с земельным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности вправе выбрать данный вид разрешенного использования земельного участка, здания или сооружения;
-
проведение кадастрового учета в отношении земельных участков, образуемых в результате раздела земельного участка или объединения земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленных гражданину или юридическому лицу в аренду или в безвозмездное пользование.
Процесс регистрации прекращения прав на несуществующие постройки станет проще
Законопроект Минэкономразвития должен внести конкретику и в порядок проведения одновременно кадастрового учета и регистрации прав на недвижимость в случае, когда речь идет о правах на уже не существующие объекты недвижимости. Так, в перечень заявителей, уполномоченных обращаться за проведением кадастрового учета и регистрации прав, могут включить:
-
собственника земельного участка, на котором были расположены прекратившие существование объекты недвижимости, если собственник этих объектов недвижимости ликвидирован (в отношении юридического лица) или его правоспособность прекращена в связи со смертью (в отношении физического лица);
-
орган государственной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления (при кадастровом учете в связи с прекращением существования объекта недвижимости и госрегистрации прекращения прав на такие объекты, если собственник этих объектов и земельного участка, на котором они были расположены, ликвидирован (в отношении юридического лица) или собственник этих объектов недвижимости и правообладатель земельного участка, на котором они были расположены, являвшиеся физическими лицами, умерли и имущество не перешло к наследникам);
-
наследника собственника объектов недвижимости (при кадастровом учете в связи с прекращением существования таких объектов недвижимости и государственной регистрации прекращения зарегистрированных в реестре недвижимости прав на такие объекты).
Кроме того, заявителем при проведении кадастрового учета и госрегистрации прав при объединении или разделе земельных участков смогут выступать лица, которым такие участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, были предоставлены в пожизненное наследуемое владение или постоянное (бессрочное) пользование.