В современных условиях ведение бизнеса невозможно без использования компьютерных программ. При этом у правообладателей возрастают не только доходы, но и риски, поскольку возникает необходимость постоянно проявлять бдительность, чтобы защитить свои права на компьютерные технологии.
Термины и понятия
Высокий уровень конкуренции на внутреннем и мировом рынках, стремительность развития технологий, их высокая ценность и оцениваемый объем доходов, получаемых ввиду использования новых продуктов, предполагает необходимость всесторонней правовой защиты технических решений как на стадии создания, так и впоследствии в процессе дальнейшего внедрения и использования. Скрупулезное следование нормам действующего закона при оформлении прав на компьютерную программу позволяет компании-разработчику сохранить материальные ресурсы, избежав потерь от возможных споров в будущем.
Понятие «компьютерная программа», широко распространенное за рубежом и принятое в среде IT-инженеров, а также деловых кругах, не используется в российском законодательстве. Так, российский законодатель в ст. 1261 ГК РФ дает определение программы для ЭВМ, под которой понимается представленная в объективной форме совокупность данных и команд, предназначенных для функционирования ЭВМ и других компьютерных устройств в целях получения определенного результата. Вместе с тем целесообразно было бы использовать термин «компьютерная программа», понимая под ним легальное определение ст. 1261 ГК РФ.
По природе возникновения компьютерная программа является продуктом интеллектуальной деятельности человека, и права на этот продукт являются правами на интеллектуальную собственность, защищаемыми авторским правом. Согласно ст. 1259 ГК РФ программа для ЭВМ определяется как объект авторского права и охраняется как литературное произведение. Как и право собственности, право интеллектуальной собственности является абсолютным правом. Это означает, что данное право защищается от неопределенного круга третьих лиц. Однако оно имеет свою определенную специфику в силу нематериальности самого объекта и ряд существенных отличий от таких объектов авторского права, как произведения литературы и искусства. Так, компьютерная программа может представлять собой как игру, так и сложную интеллектуальную автоматизированную систему измерения, учета, управления, мониторинга, планирования и сбора данных для оказания сервисных услуг на транспорте, железной дороге, в нефтедобывающей промышленности, энергетике или в логистике, служить общественно полезным целям и даже полностью выполнять функции определенных категорий работников по ряду специальностей, заменив собой целый штат некоторых подразделений юридических лиц.
Конфиденциальность важна!
Нелишним будет отметить, что одним из важнейших условий защиты компьютерной программы является строжайшее соблюдение режима конфиденциальности в момент ее создания до момента юридического закрепления прав на данный продукт. Зачастую несоблюдение данного условия ведет к возможной утечке информации и одновременной разработке аналогичного продукта у конкурентов. Однако, определяя четко объем сведений, признаваемых конфиденциальными, опираясь на нормы ст. 139 ГК РФ о служебной и коммерческой тайне, компания-разработчик будет более защищена от негативной стороны конкуренции.
Неоспоримую ценность имеет исходный код компьютерной программы, представляющий собой определенный набор инструкций, написанный на компьютерном языке программирования, сохраняемый в текстовом файле, доступном для прочтения человеком. Возможно, что именно этот факт послужил основанием для законодателя приравнять компьютерную программу к литературным произведениям. Так, владение исходным кодом компьютерной программы позволяет осуществлять внесение изменений, исправление ошибок в компьютерной программе, а также преобразование в объектный код, то есть машиночитаемый вид. Коммерческое распространение компьютерной программы производится в виде объектного кода в форме дистрибутива, являющегося набором файлов для установки на компьютер. Именно поэтому исходный код компьютерной программы весьма редко передается правообладателем лицензиатам и охраняется правообладателем в режиме коммерческой тайны в целях сохранения максимального контроля над продуктом. Так, пренебрежение лицензиатом условиями конфиденциальности исходного кода послужило основанием для расторжения лицензионного договора в одностороннем порядке согласно Постановлению ФАС СЗО от 12.12.2012 по делу № А56-54588/2011.
Способы использования
Правообладатель в соответствии со ст. 1233 ГК РФ вправе распорядиться принадлежащим ему исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности любым не противоречащим закону и существу такого исключительного права способом, в том числе путем его отчуждения по договору другому лицу (договор об отчуждении исключительного права) или предоставления другому лицу права использования соответствующих результатов интеллектуальной деятельности в установленных договором пределах (лицензионный договор). Формулировка статьи «любым не противоречащим закону и существу такого исключительного права способом» указывает на возможность использования иных договорных конструкций, кроме тех, что определены ст. 1233 ГК РФ. Исходя из изложенного, исключительное право на компьютерную программу может находиться в гражданском обороте посредством использования, в том числе таких правовых конструкций, как договор аренды, залога, доверительного управления, внесения в уставный капитал юридического лица. В свою очередь, все эти договорные конструкции призваны защищать правообладателя от несанкционированного использования компьютерной программы третьими лицами.
Если правообладатель – иностранец
Принимая во внимание тот факт, что большинство компьютерных программ разрабатываются за рубежом и их правообладатели являются иностранными юридическими или физическими лицами, то при использовании в обороте компьютерных программ требуется обращение к нормам международного частного права. Обращаясь к ст. 1210 ГК РФ, стороны договора, осложненного иностранным элементом, могут выбрать применимое право, при отсутствии указания на которое к лицензионному договору будет применяться право страны лицензиара, считающееся по общему правилу наиболее тесно связанным с исполнением договора. В свою очередь, согласно ст. 1215 ГК РФ, опираясь на применимое право, подлежат разрешению следующие вопросы:
-
толкование договора;
-
права и обязанности сторон договора;
-
исполнение договора;
-
последствия неисполнения договора;
-
прекращение договора;
-
последствия недействительности договора.
Как представляется, в любых правоотношениях, осложненных иностранным элементом, по распоряжению или отчуждению компьютерной программы речь должна идти о применимом праве, закрепляемом в специальных положениях договора. Сказанное означает, что по усмотрению сторон договора применимым правом может быть выбрано как российское гражданское право или коммерческое право страны контрагента договора, так и вообще торговое право любой третьей страны.
Судебная защита прав
При нарушении прав правообладателя компьютерной программы к нарушителям авторских и смежных прав могут быть применены гражданско-правовые способы защиты, закрепленные в ст. 12, 1251 и 1252 ГК РФ, в числе которых требования о:
–признании прав;
–восстановлении положения, существовавшего до нарушения права, и пресечении действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;
–возмещении убытков;
–взыскании морального вреда.
Данные требования должны быть предъявлены правообладателем к нарушителю в судебном порядке.
Требование о признании права заявляется в ситуации, когда право интеллектуальной собственности на компьютерную программу оспаривается либо не признается третьими лицами. Его признание направлено на восстановление нарушенного права правообладателя. Иск о признании права может быть заявлен в случае имеющихся юридических фактов, подтверждающих право интеллектуальной собственности правообладателя, при наличии доказательств данных юридических фактов. Так, например, доказательством наличия юридического факта может явиться регистрация и соответствующее свидетельство из уполномоченного государственного органа. Но поскольку компьютерная программа признается литературным произведением, то и права на нее возникают в момент создания и обнародования, то есть первого публичного распространения, и наличие свидетельства, если оно получено после первого публичного обнародования, не будет иметь приоритетной силы. Так, Постановлением ФАС МО от 23.08.2010 № КГ-А40/8777-10-1,2 по делу № А40-119761/09-110-828 было отказано правообладателю в признании права на компьютерную программу и принято решение об аннулировании свидетельства о регистрации компьютерной программы, полученного правообладателем, поскольку данная программа была разработана и обнародована ранее иным юридическим лицом – ответчиком по данному делу.
Если же компьютерная программа была создана работником в рамках исполнения трудовых обязанностей, то право интеллектуальной собственности возникает у работодателя. В случае споров между работодателем и работником рекомендуется принять во внимание п. 15 Обзора судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о защите интеллектуальных прав, утв. 23.09.2015 Президиумом Верховного Суда РФ, согласно которому исключительное право на компьютерную программу, созданную в рамках исполнения установленных для работника (автора) трудовых отношений, первоначально возникает у работодателя, если иное не предусмотрено договором. Сказанное означает, что заключение трудового договора с работником, в тексте которого умалчивается порядок возникновения интеллектуальных прав на компьютерную программу, созданную работником в течение срока исполнения трудовой функции, является доказательством возникновения права интеллектуальной собственности на компьютерную программу у работодателя, компании-разработчика компьютерной программы.
Требование о восстановлении положения, существовавшего до нарушения права и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, может быть заявлено правообладателем в случае не утраченной возможности восстановления права посредством устранения нарушений. Например, в случае использования исходного кода компьютерной программы для внесения несанкционированных (не согласованных с правообладателем) изменений данные изменения могут быть отменены для последующего распространения компьютерной программы, уничтожения контрафактных экземпляров компьютерной программы, проставления на экземплярах компьютерной программы данных о правообладателе.
В свою очередь, восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, свидетельствуют о прекращении нарушения авторских прав правообладателя на компьютерную программу, а предъявление требования в порядке ст. 12, 393 и 1252 ГК РФ о возмещении убытков к лицу, которое неправомерно использовало результат интеллектуальной деятельности без заключения соответствующего договора либо иным образом нарушило исключительное право правообладателя и тем самым причинило правообладателю ущерб, способствует восстановлению имущественной сферы правообладателя, которая пострадала в результате нарушений его авторских прав.
Следовательно, во избежание приобретения контрафактной компьютерной программы и риска быть привлеченным в качестве ответчика по делам о защите интеллектуальной собственности рекомендуется сверяться с данными, опубликованными в классификаторе программ для электронных вычислительных машин и базе данных, утвержденным приказом Минкомсвязи России от 31.12.201 № 621.
Имея в виду компенсационный характер гражданско-правовых мер, а также сложность определения точного размера убытков, в дополнение к предъявленному требованию пострадавшая от нарушения сторона вправе взыскивать с нарушителя альтернативно по своему выбору:
–убытки, включая упущенную выгоду;
–доход, полученный нарушителем;
– выплату компенсации.
Так, Постановлением ФАС УО от 28.09.2012 № Ф09-8025/12 по делу № А07-23758/2011 было удовлетворено требование о взыскании компенсации с ответчика, незаконно установившего нелицензионное программное обеспечение на принадлежащих ответчику компьютерах.