Июньский выпуск бюллетеня Центробанка «Инфляционные ожидания и потребительские настроения населения» констатирует, что снижение инфляционных ожиданий населения прекратилось. Прямая оценка «инФОМ» (эта социологическая служба проводит опрос населения по заказу ЦБ), рассчитанная по ответам на вопрос об инфляции, осталась той же, что и в мае, — 10,3%. Этот показатель вообще остается высоким и значительно превосходит целевую инфляцию Банка России (4%). Почти не изменилась и оценка инфляционных ожиданий, сделанная Банком России по данным опроса «инФОМ»: 3,8% в июне против после 3,7—3,8% в мае.
Различия в оценках «инФОМ» и Банка России носят методологический характер. Прямая оценка «инФОМ» базируется на ответах респондентов на вопрос, в каком интервале будет находиться инфляция. ЦБ использует не конкретные значения роста цен, содержащиеся в ответах респондентов, так как они могут испытывать затруднения с выбором числового интервала, а только оценку изменения инфляции. Затем эти ответы накладываются на текущую инфляцию для получения вероятностной оценки.
Заметно, что в оценке ЦБ показатель инфляционных ожиданий держится несколько ниже текущей инфляции, а следовательно, население ожидает дальнейшего замедления роста цен. Вместе с неизменностью инфляционных ожиданий осталась стабильной и доля респондентов, верящих в достижение инфляцией целевого значения 4%. По данным опроса «инФОМ», в июне их доля оставалась небольшой — 23%. Примерно столько же респондентов верит в достижение такой инфляции и в трехлетней перспективе. Эти данные свидетельствуют, что большинство респондентов пока не ориентируются на целевой уровень инфляции при формировании своих ожиданий на длинном горизонте.
Высокие инфляционные ожидания и отсутствие их привязки к уровню 4% создают инфляционные риски, это одна из причин сохранения умеренно жесткой денежно-кредитной политики.
Оценка наблюдаемой за год инфляции несколько возросла из-за стабилизации текущей инфляции — 4,1% в апреле — мае. В июне она составила 12,4% — против 12,1% в мае. Увеличилась доля респондентов, которые говорили об очень сильном росте цен за последний год: про инфляцию свыше 50% говорили 2,8% опрошенных, а свыше 25% — 19% респондентов.
Вероятнее всего, такая негативная динамика оценок наблюдаемой инфляции связана с повышенным темпом роста цен на отдельные группы товаров, часто покупаемых респондентами. В ответах на вопрос о товарах и услугах, удорожание которых в последний месяц было наиболее заметно, значительно возросла частота упоминания овощей, фруктов и бензина. Темпы роста цен на эти группы товаров действительно увеличились в последние месяцы из-за влияния временных факторов. Частота покупок в этих категориях высока, что объясняет повышенное внимание к ним населения.
Этот тезис также подтверждается динамикой качественных оценок инфляции и инфляционных ожиданий на месяц и год вперед. В наибольшей степени возросли месячные оценки, а годовые практически не изменились. Это указывает на временный характер повышения инфляционных ожиданий, вызванного ростом цен на отдельные товары, неблагоприятными погодными условиями и ухудшением ожиданий урожая. Сохранение инфляция вблизи целевого значения 4% в условиях умеренно жесткой денежно-кредитной политики будет способствовать дальнейшему снижению инфляционных ожиданий и привязке их уровня к целевому показателю, резюмирует ЦБ.
Потребительские же настроения участников опроса в июне 2017 г. продемонстрировали разнонаправленную динамику. Большинство индикаторов оставались стабильными, в некоторых наблюдались положительные или отрицательные изменения.
Не претерпели значимых изменений оценки и ожидания роста материального положения за год. Как и в предыдущие месяцы, большинство респондентов (51%) отмечает, что их материальное положение за прошедший год не изменилось, доли тех, кто ожидает его улучшения и ухудшения в следующем году, сравнялись (по 19%) из-за снижения количества пессимистических оценок. Это значительно лучше ситуации 2015—2016 гг., тогда негативно настроенных респондентов было вдвое больше.
На снижение неопределенности и улучшение экономической ситуации в стране указывает и растущая доля респондентов, которые считают, что они могут прогнозировать доходы семьи на более длительный срок. В июне практически не поменялось отношение респондентов к крупным покупкам и сбережениям: на 1 п.п. снизилась доля готовых покупать (21%), незименна доля неготовых — 39%, остальные не готовы отвечать на этот вопрос.
Традиционно для летних месяцев респонденты чаще стали говорить о крупных расходах на ремонт и отдых, однако они все еще предпочитают скорее откладывать свободные деньги, чем тратить их. Респонденты, говорящие о наличии сбережений в их семье, положительно оценивают их величину: увеличилась доля тех, кто считает, что сбережений им может хватить на более длительный срок. Также улучшилась оценка изменения величины сбережений как за прошедший год, так и в будущем году.
Рост цен на плодоовощную продукцию респонденты восприняли так, что стали чаще говорить об увеличении семейных расходов. Рост расходов привел к тому, что больше людей стали отмечать необходимость экономить на повседневных покупках. Экономят респонденты на всех группах товаров и услуг вне зависимости от динамики цен на них.
Индекс потребительских настроений в июне изменился незначительно. В ответах респондентов наблюдался некоторый рост оптимизма относительно экономической ситуации в стране в будущем.
Цены и ожидания, % опрошенных
|
2015 |
2016 |
2017 |
|||||||||||||||||||||||||||
01 |
02 |
03 |
04 |
05 |
06 |
07 |
08 |
09 |
10 |
11 |
12 |
01 |
02 |
03 |
04 |
05 |
06 |
07 |
08 |
09 |
10 |
11 |
12 |
01 |
02 |
03 |
04 |
05 |
06 |
|
Как изменились цены за прошедший месяц
|
||||||||||||||||||||||||||||||
Выросли очень сильно |
72 |
69 |
59 |
50 |
40 |
35 |
35 |
46 |
39 |
43 |
43 |
44 |
50 |
45 |
46 |
42 |
41 |
38 |
41 |
36 |
33 |
34 |
36 |
34 |
37 |
32 |
31 |
29 |
27 |
32 |
Выросли умеренно |
22 |
25 |
30 |
35 |
35 |
38 |
39 |
35 |
42 |
39 |
41 |
38 |
36 |
39 |
35 |
39 |
36 |
39 |
37 |
39 |
39 |
39 |
39 |
40 |
40 |
44 |
42 |
43 |
41 |
39 |
Выросли незначительно |
3 |
4 |
7 |
8 |
13 |
14 |
13 |
10 |
11 |
11 |
10 |
12 |
8 |
10 |
11 |
11 |
13 |
12 |
11 |
12 |
16 |
14 |
13 |
13 |
13 |
13 |
13 |
14 |
14 |
13 |
Не изменились или снизились |
1 |
1 |
1 |
3 |
7 |
8 |
7 |
6 |
4 |
3 |
3 |
4 |
3 |
3 |
5 |
4 |
5 |
7 |
7 |
7 |
7 |
8 |
6 |
7 |
5 |
6 |
9 |
9 |
11 |
10 |
Затруднились ответить |
3 |
2 |
3 |
4 |
5 |
5 |
6 |
4 |
5 |
3 |
3 |
3 |
3 |
4 |
4 |
5 |
5 |
4 |
4 |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
5 |
6 |
5 |
6 |
7 |
6 |
Как изменятся цены в следующем месяце |
||||||||||||||||||||||||||||||
Вырастут очень сильно |
30 |
24 |
21 |
13 |
14 |
17 |
14 |
19 |
19 |
20 |
25 |
30 |
23 |
19 |
21 |
19 |
15 |
15 |
19 |
14 |
13 |
14 |
21 |
24 |
15 |
14 |
12 |
14 |
11 |
13 |
Вырастут умеренно |
38 |
39 |
36 |
37 |
32 |
32 |
36 |
39 |
44 |
42 |
43 |
39 |
46 |
46 |
41 |
41 |
40 |
39 |
42 |
40 |
40 |
42 |
39 |
40 |
44 |
45 |
39 |
41 |
38 |
41 |
Вырастут незначительно |
7 |
9 |
12 |
13 |
13 |
12 |
14 |
10 |
9 |
13 |
11 |
10 |
11 |
11 |
11 |
14 |
16 |
15 |
12 |
16 |
17 |
15 |
14 |
12 |
14 |
14 |
17 |
16 |
18 |
15 |
Не изменятся или снизятся |
3 |
6 |
7 |
9 |
12 |
11 |
9 |
7 |
6 |
7 |
4 |
4 |
5 |
6 |
6 |
7 |
10 |
10 |
8 |
11 |
10 |
9 |
8 |
7 |
9 |
8 |
10 |
10 |
11 |
11 |
Затруднились ответить |
21 |
23 |
25 |
28 |
29 |
28 |
28 |
25 |
23 |
19 |
18 |
18 |
15 |
18 |
21 |
19 |
19 |
22 |
18 |
19 |
20 |
19 |
18 |
17 |
18 |
19 |
21 |
19 |
22 |
20 |
Источник: опрос «инФОМ», условия опроса: cтандартизированный опрос населения по репрезентативной общероссийской выборке; взрослое население России (граждане старше 18 лет); территориальная трехступенчатая стратифицированная выборка домохозяйств: на первом этапе отбирались административные районы регионов России, на втором — населенные пункты или избирательные участки внутри районов, на третьем производился отбор домохозяйств маршрутным методом; количество респондентов 2000 человек; 105 населенных пунктов в 55 регионах России с 6 по 13 июня 2017 г.; интервью по месту жительства в режиме face-to-face. Статистическая погрешность не превышает 3,3%.