Льготный тариф для ИТ-компаний
Для ИТ-компаний применение пониженных тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное страхование продлено по 2023 г. включительно.
Соответствующие изменения внесены в Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее — Закон № 167-ФЗ).
Действующей редакцией п. 7 ст. 33 Закона № 167-ФЗ для организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, за исключением заключивших с органами управления особыми экономическими зонами соглашения об осуществлении технико-внедренческой деятельности, предусмотрены следующие тарифы страховых взносов:
— в течение 2014—2017 гг. — 8%;
— с 2018 г. тариф увеличивается до 13%, а с 2019 г. — до 20%.
Новой редакцией п. 7 ст. 33 Закона № 167-ФЗ установлено, что вышеуказанные ИТ-компании в течение 2018—2023 гг. применяют тариф страхового взноса на обязательное пенсионное страхование в размере 8%.
(Федеральный закон от 07.06.2017 № 114-ФЗ «О внесении изменения в статью 33 Федерального закона „Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“», вступает в силу с 1 января 2018 г.)
Форматы заявлений о возврате и зачете сумм налогов и взносов
Зачет и возврат сумм излишне уплаченных (взысканных) налогов (сборов, страховых взносов, пеней, штрафов) осуществляется на основании заявления налогоплательщика, в том числе представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью (п. 4, 6 ст. 78, п. 5 ст. 79 НК РФ). Статьи 78 и 79 НК РФ не содержат указаний на то, что заявления подаются по установленным формам (форматам). Однако п. 4 ст. 31 НК РФ определено, что форматы документов, необходимых для обеспечения электронного документооборота в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, утверждает ФНС России.
Руководствуясь положениями п. 4 ст. 31 НК РФ, налоговая служба утвердила рекомендуемые форматы:
— заявления о возврате суммы излишне уплаченного (взысканного, подлежащего возмещению) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа);
— заявления о зачете суммы излишне уплаченного (подлежащего возмещению) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа).
Форматы разработаны в соответствии с приказом ФНС России от 14.02.2017 № ММВ-7-8/182@.
(Приказ ФНС России от 23.05.2017 № ММВ-7-8/478@ «Об утверждении рекомендуемых форматов представления заявления о возврате суммы излишне уплаченного (взысканного, подлежащего возмещению) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа) и заявления о зачете суммы излишне уплаченного (подлежащего возмещению) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа) в электронной форме»)
Новая декларация по налогу на прибыль при выполнении соглашений о разделе продукции
Налоговики утвердили новую форму налоговой декларации по налогу на прибыль организаций при выполнении соглашений о разделе продукции, порядок ее заполнения и формат ее представления в электронном виде.
Форма декларации приведена в соответствие со стандартным машиночитаемым форматом, установленным для налоговых деклараций. Все показатели старой формы, утвержденной приказом Минфина России от 07.04.2006 № 55н, перенесены в новую форму без каких-либо изменений. При этом добавлено несколько новых.
Так, в титульный лист внесены поля для указания кода формы реорганизации (ликвидации) и ИНН/КПП реорганизованной организации. В разделе 1 код по ОКАТО заменен на код по ОКТМО. В раздел 2 (соответствует Листу 02 старой формы) добавлена новая строка 050 «Налоговая база от выполнения соглашения о разделе продукции».
В разделе 2.2 (соответствует приложению № 2 к Листу 02 старой формы) по строке 040, так же как и в старой форме, показываются расходы на приобретение, сооружение, изготовление, доставку амортизируемого имущества и доведение его до состояния, пригодного для использования. Но в новой форме уточнено, что данные расходы отражаются по строке 040 при условии их включения в программу работ и смету расходов.
(Приказ ФНС России от 15.05.2017 № ММВ-7-3/444@ «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на прибыль организаций при выполнении соглашений о разделе продукции, порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу на прибыль организаций при выполнении соглашений о разделе продукции в электронной форме», зарегистрирован в Минюсте России 06.06.2017 № 46962, вступает в силу 7 августа 2017 г.)
Новая форма декларации по земельному налогу
Утверждены форма налоговой декларации по земельному налогу, порядок ее заполнения и формат представления в электронном виде.
Новая форма декларации незначительно отличается от действующей формы, утвержденной приказом ФНС России от 28.10.2011 № ММВ-7-11/696@.
Из титульного листа исключена графа для указания кода по ОКВЭД. Раздел 1 «Сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет» остался прежним. В разделе 2 «Расчет налоговой базы и суммы земельного налога» строка 050 предназначена теперь для указания не только кадастровой стоимости (доли кадастровой стоимости) земельного участка, но и нормативной цены земли. Отметим, что согласно п. 8 ст. 391 НК РФ нормативная цена земли используется в качестве налоговой базы при исчислении земельного налога в отношении земельных участков, расположенных в Крыму и Севастополе, по которым не проведена кадастровая оценка. Кроме того, в разделе 2 изменены коды строк. Это связано с исключением из него строк 090, 100 и 270, в которых показывались налоговые льготы для ряда физических лиц, а также в виде снижения налоговой ставки местными органами власти.
Новая форма будет применяться начиная с представления декларации за налоговый период 2017 г.
(Приказ ФНС России от 10.05.2017 № ММВ-7-21/347@ «Об утверждении формы и формата представления налоговой декларации по земельному налогу в электронной форме и порядка ее заполнения, а также признании утратившим силу приказа Федеральной налоговой службы от 28.10.2011 № ММВ-7-11/696@», зарегистрирован в Минюсте России 01.06.2017 № 46926)
Страховые взносы при выплате вознаграждения за продажу права на программу для ЭВМ
В соответствии с п. 1 ст. 420 НК РФ объектом обложения страховыми взносами для организаций и индивидуальных предпринимателей признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию, в частности, по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства.
Из положений п. 1 ст. 1225 ГК РФ следует, что программы для ЭВМ не относятся к произведениям науки, литературы и искусства, а являются отдельно выделенными результатами интеллектуальной деятельности. В соответствии с п. 1 ст. 1234 ГК РФ по договору об отчуждении исключительного права одна сторона (правообладатель) передает или обязуется передать принадлежащее ей исключительное право на результат интеллектуальной деятельности в полном объеме другой стороне (приобретателю).
Исходя из вышеперечисленных норм законодательства, специалисты финансового ведомства пришли к выводу, что вознаграждение, выплачиваемое организацией физическому лицу по договору об отчуждении исключительного права на программу для ЭВМ, не признается объектом обложения страховыми взносами, так как не является выплатой на основании договоров, указанных в п. 1 ст. 420 НК РФ.
(Письмо Минфина России от 09.06.2017 № 03-15-05/36269)
Льгота по земельному налогу для религиозных организаций
Минфин России разъяснил порядок применения льготы по земельному налогу религиозными организациями.
Пунктом 4 ст. 395 НК РФ предусмотрено освобождение от налогообложения по земельному налогу религиозных организаций в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения.
В рассматриваемом письме специалисты финансового ведомства обратили внимание, что к зданиям, строениям и сооружениям благотворительного назначения следует относить объекты, непосредственно предназначенные для благотворительной деятельности.
По мнению Минфина России, норма п. 4 ст. 395 НК РФ распространяется на религиозные организации, которым земельные участки принадлежат на праве собственности и на этих земельных участках расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения, принадлежащие как религиозным организациям, так и другим организациям. При этом данная льгота предоставляется религиозным организациям вне зависимости от вида разрешенного использования земельного участка при наличии на нем здания религиозного и (или) благотворительного назначения.
(Письмо Минфина России от 31.05.2017 № 03-05-04-02/33582)
Пониженные страховые взносы СНТ
Минфин России рассказал, вправе ли СНТ, находящееся на УСН и осуществляющее деятельность по управлению эксплуатацией нежилого фонда, применять пониженные тарифы страховых взносов.
Для плательщиков страховых взносов на УСН, основным видом экономической деятельности которых является деятельность по управлению недвижимым имуществом, на период до 2018 г. включительно установлены пониженные тарифы страховых взносов (подп. 5 п. 1, подп. 3 п. 2 ст. 427 НК РФ). Они применяются до тех пор, пока доходы за налоговый период не превышают 79 млн руб.
Вид деятельности признается основным, если доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по данному виду деятельности составляет не менее 70% в общем объеме доходов (п. 6 ст. 427 НК РФ).
Специалисты финансового ведомства разъяснили, что поскольку деятельность СНТ финансируется за счет платежей физических лиц — членов СНТ, то суммы уплачиваемых вступительных, членских и целевых взносов относятся к доходам по основному виду деятельности. Таким образом, оно вправе применять пониженные тарифы страховых взносов при соблюдении условий об общей величине дохода и о доле доходов от реализации оказанных услуг по управлению эксплуатацией нежилого фонда.
(Письмо Минфина России от 26.05.2017 № 03-15-05/32406)
Застрахованный долг
Финансисты дали ответ на вопрос, можно ли признать долг контрагента сомнительным, если компания заключила договор страхования предпринимательского риска.
В целях налогообложения прибыли сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией (п. 1 ст. 266 НК РФ).
Согласно ст. 929 ГК РФ по договору имущественного страхования может быть застрахован риск убытков от предпринимательской деятельности из-за нарушения контрагентами своих обязательств. Следовательно, при страховании предпринимательского риска не погашенная в срок задолженность контрагента покрывается за счет страхового возмещения в пределах определенной договором страховой суммы. Исходя из этого, Минфин России пришел к выводу, что такая задолженность не может признаваться сомнительным долгом, поскольку она погашается за счет страховых сумм.
(Письмо Минфина России от 24.05.2017 № 03-03-06/1/31890)
Корректировка сальдо расчетов по взносам
ФНС России разъяснила порядок корректировки сальдо расчетов по страховым взносам, переданного фондами налоговым органам по состоянию на 1 января 2017 г.
Налоговики сообщили, что в рамках единоразовой выгрузки в соответствии с Порядком взаимодействия ПФР и ФСС России с управлениями ФНС России (от 22.07.2016 № ММВ-23-1/12@ЗИ и ММВ 23-1/11@/02-11-10/06-3098П) отделения ПФР и ФСС России представили в налоговые органы заверенную электронной цифровой подписью руководителя информацию о сальдо расчетов по страховым взносам по состоянию на 1 января 2017 г. В этой связи налоговые органы не имеют права самостоятельно без подтверждения документа, подписанного ЭЦП, вносить корректировку в данные, переданные фондами. В целях обеспечения достоверности в информации о состоянии расчетов плательщика по страховым взносам между ФНС России и отделениями ПФР и ФСС России установлена договоренность по организации работы по приему (передаче) уточненного (исправленного) сальдо расчетов.
Поэтому в случае несогласия плательщика с суммой переданного сальдо расчетов по страховым взносам необходимо обращаться с заявлением в отделение ПФР. Если факт передачи недостоверного сальдо подтвердится, отделение ПФР направит в электронном виде в налоговый орган уточненные сведения, которые будут отражены в лицевом счете плательщика.
(Письмо ФНС России от 07.06.2017 № ЗН-2-22/714@)
Заявление на зачет взносов
Налоговое ведомство довело до сведения нижестоящих налоговых органов позицию Минфина России по применению положений ст. 78 НК РФ к суммам превышения расходов по больничным листам над начисленными страховыми взносами.
В соответствии с п. 1.1 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит зачету в счет предстоящих платежей, задолженности по соответствующим пеням и штрафам. При этом, исходя из положений п. 4 и 14 ст. 78 НК РФ, зачет осуществляется на основании заявления плательщика страховых взносов.
Пунктом 9 ст. 431 НК РФ установлено, что сумма превышения расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности над величиной страховых взносов, исчисленной за расчетный (отчетный) период, засчитывается налоговым органом в счет предстоящих платежей страховых взносов на основании полученного от территориального органа ФСС России подтверждения заявленных плательщиком расходов. Но нужно ли для проведения такого зачета заявление плательщика страховых взносов, как того требует ст. 78 НК РФ?
Минфин России указал, что ст. 78 НК РФ не определяет порядок зачета сумм превышения расходов по больничным листам над начисленными страховыми взносами, который регулируется положениями главы 34 НК РФ. Поэтому для проведения такого зачета заявление плательщика страховых взносов не нужно.
(Письмо ФНС России от 31.05.2017 № ГД-4-8/10264)
Использование фискальных накопителей налогоплательщиками на спецрежимах
Налоговики рассказали об использовании фискальных накопителей со сроком действия ключа фискального признака 13 месяцев налогоплательщиками, применяющими специальные налоговые режимы.
В соответствии с п. 6 ст. 4.1 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа» лица, занимающиеся оказанием услуг, а также находящиеся на УСН, ЕСХН, ЕНВД, ПСН, обязаны использовать фискальный накопитель, срок действия ключа фискального признака которого составляет 36 месяцев.
За применение ККТ, не соответствующей установленным требованиям, предусмотрена ответственность по ч. 4 ст. 14.5 КоАП РФ. Однако первая модель фискального накопителя на 36 месяцев была включена в реестр фискальных накопителей приказом ФНС России от 03.05.2017 № СА-7-20/339@, и в настоящее время в реестре нет ни одного экземпляра такой модели.
Налоговики отметили, что согласно ч. 1 и 4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Поэтому пользователи на УСН, ЕСХН, ЕНВД, ПСН, а также оказывающие услуги, которые применяют фискальный накопитель на 13 месяцев ввиду отсутствия или дефицита на рынке фискальных накопителей на 36 месяцев, к административной ответственности не привлекаются. Они вправе использовать такой фискальный накопитель на 13 месяцев до окончания срока действия ключа фискального признака.