Был заключен двухгодичный контракт на строительство объекта. В связи с нарушением сроков строительства на начало 2017 года субсидия, выделенная на оплату работ в 2016 году, не была использована в полном объеме и должна быть возвращена в бюджет до 1 июля 2017 года. Предусмотрена ли ответственность подрядчика за допущенное по его вине уменьшение финансирования и за чей счет должны оплачиваться работы в объеме денежных средств, возвращенных в бюджет?
С. Крапивин, г. Тамбов
Ответ. В соответствии с п. 10 Постановления Правительства РФ от 30.12.2016 № 1551, а также с п. 23 Постановления Правительства РФ от 09.01.2014 № 13 «Об утверждении Правил осуществления капитальных вложений в объекты государственной собственности Российской Федерации за счет средств федерального бюджета» не использованные на начало очередного финансового года остатки субсидий подлежат перечислению в бюджет до 1 июня 2017 года.
Согласно п. 1 ст. 708 Гражданского кодекса Российской Федерации в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
Согласно ч. 4 ст. 34 Закона № 44-ФЗ в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Специальной нормы ответственности за уменьшение финансирования в отношении подрядчика законодательством не предусмотрено, это является вашим предпринимательским риском. Однако вы можете потребовать с подрядчика убытки в виде упущенной выгоды.
При уменьшении соответствующими государственными органами или органами местного самоуправления в установленном порядке средств соответствующего бюджета, выделенных для финансирования подрядных работ, стороны должны согласовать новые сроки, а если необходимо, и другие условия выполнения работ. Подрядчик вправе требовать от государственного или муниципального заказчика возмещения убытков, причиненных изменением сроков выполнения работ.
В контракт включаются обязательные условия об ответственности заказчика и поставщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом (ч. 4 ст. 34 Закона № 44-ФЗ). В ряде случаев для данного правила есть исключения.
Сторона контракта освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пеней), если докажет, что обязательство, предусмотренное контрактом, не исполнено или ненадлежаще исполнено вследствие действия обстоятельств непреодолимой силы или по вине другой стороны (ч. 9 ст. 34 Закона № 44-ФЗ).
Таким образом, на основании положений Закона № 44-ФЗ заказчик обязан в случае несоблюдения исполнения обязательств по государственному контракту потребовать выплаты неустойки за просрочку исполнения поставщиком обязательства, предусмотренного государственным контрактом.
При этом следует отметить, что заказчик вправе производить оплату по контракту за вычетом соответствующего размера неустойки (штрафа, пеней) или вправе вернуть обеспечение исполнения контракта, уменьшенное на размер начисленных штрафов, пеней.