Банк России в ближайшие два года введет требования для продавцов продуктов страхования жизни, сообщил первый зампред ЦБ Сергей Швецов журналистам на Национальной ассоциации участников фондового рынка (НАУФОР). Он объяснил, что некоторые клиенты путают продукты страхования жизни, не подпадающие под программу Агентства страхования вкладов (АСВ), с банковскими депозитами, которые страхуются государством. «Мы по риск-менеджменту готовим новую сертификацию. И, скорее всего, по продуктам страхования жизни за ближайшие два года сделаем нечто подобное», — сказал С. Швецов.
Согласно данным ЦБ, по итогам I квартала 2017 г. сегмент страхования жизни вырос на 44%, до 59,8 млрд руб., впервые заняв первую строчку по сборам вместо многолетнего лидера рынка — ОСАГО. Общие сборы по страхованию жизни за 2016 г. составили 215,7 млрд руб., что на 66% выше показателя за 2015 г.
Такой рост объясняется попытками населения повысить свой инвестиционный доход: граждане перекладывают деньги с депозитов в полисы инвестиционного страхования жизни, доход по которым выше. Однако, по данным ЦБ, не все страхователи понимают, что при этом они теряют право на страховую выплату из фонда АСВ, так как покупают не банковский, а страховой продукт (хотя агентом выступает банк). Также покупатели не всегда понимают, что итоговая доходность полиса ИСЖ может оказаться нулевой: согласно условиям договора, к концу срока страхования страховщик обязуется вернуть только сам взнос.
Полисы ИСЖ активно продают банки. Средний чек такого полиса, по расчетам Всероссийского союза страховщиков (ВСС), составляет 300 000 руб, из которых 50—70% отходит банку в качестве комиссии.
Как отметил С. Швецов, банковские сотрудники, продающие ИСЖ и другие сложные инвестпродукты, часто оставляют у покупателей ложное впечатление о приобретаемых продуктах и недостаточно ясно рассказывают о связанных с ними рисках.
«Им (страхователям. — Прим. ред.) говорились такие слова, что у них создавалось впечатление, что они покупают застрахованные в АСВ депозиты в банках», — сказал С. Швецов, объяснивший это низкой квалификацией банковских работников, которые не всегда сами понимают, что продают.
«Мы по риск-менеджменту готовим новую сертификацию. И, скорее всего, по продуктам страхования жизни за ближайшие два года сделаем нечто подобное», — сообщил первый зампред ЦБ. Он заверил, что требования к квалификации и раскрытию информации о продуктах страхования жизни будут едиными для всех конечных продавцов — и сотрудников самих страховщиков, и их агентов, включая сотрудников банков.