В Федеральном законе от 02.12.90 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» появится отдельная статья, посвященная синдицированному кредиту. Законопроект призван урегулировать вопросы, возникающие в связи с объединением кредиторов в синдикат, управлением правами кредиторов и организацией залоговых отношений в рамках синдиката.
Долгосрочные инвестиционные кредиты, предоставляемые кредитными организациями российским заемщикам, служат важным источником инвестиций, имеющим заметный потенциал роста. На текущий момент около 8% инвестиций финансируется за счет банковского кредита.
На сегодняшний день с учетом сложившейся экономической ситуации компании, нуждающиеся в привлечении кредитных средств в значительном объеме, зачастую не могут рассчитывать на их предоставление одним банком. Отдельные финансовые организации не всегда готовы предоставить запрашиваемые средства в полном объеме, а главное, принять на себя все риски в отношении одного конкретного заемщика.
Синдицированное кредитование позволяет заемщику единовременно привлечь больший объем финансирования за счет участия в сделке синдиката кредиторов, деятельность которых в отношениях с заемщиком координирует банк-агент.
С точки зрения заемщика использование синдицированного кредита позволяет увеличить размер и сроки заимствования, снизить транзакционные расходы и время на закрытие сделки, оптимизировать использование обеспечения (предметов залога), а также в ходе одной сделки выстроить взаимодействие с несколькими банками. С позиции кредиторов синдицированный кредит обеспечивает распределение кредитных рисков между несколькими банками, повышает ликвидность активов, расширяет круг потенциальных заемщиков и клиентов, дает положительный репутационный эффект, упрощает управление задолженностью в случае просрочки заемщика.
Наконец, с точки зрения участников вторичного рынка синдицированный кредит служит базовым активом для широкого круга финансовых инструментов. Его использование упрощает рефинансирование кредита, открывает новые возможности для инвестирования и получения прибыли.
Доля российских синдикатов составила в 2016 г. скромные 0,6% от мирового рынка синдицированного кредитования. В абсолютных показателях речь идет о 27,9 млрд долл. Это связано не только с экономическими причинами (в том числе экономическим кризисом, санкциями), но и с отсутствием адекватного правового регулирования.
Чтобы устранить имеющиеся пробелы в законодательстве, которые не позволяют заинтересованным лицам активно использовать синдицированное кредитование, Правительство РФ внесло в Госдуму проект федерального закона № 204679-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части сделок по синдицированному кредиту)».
Законопроект предлагает дополнить Федеральный закон от 02.12.90 № 395-1 новой ст. 25.2 «Синдицированный кредит», а также внести изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования отношений, связанных с учетом прав залогодержателей.
Проект предлагает рассматривать договор синдицированного кредитования в качестве смешанного договора, объединяющего в себе элементы кредитного договора, договора об объединении кредиторов, договора по управлению правами кредиторов и договора управления залогом. При этом вовсе не обязательно, чтобы был заключен единый договор — могут заключаться и отдельные соглашения. Содержание кредитного соглашения (с заемщиком) составляет, с одной стороны, обязанность нескольких кредиторов (синдиката кредиторов) предоставить заемщику, являющемуся юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем, денежные средства (синдицированный кредит) в размере и на условиях, которые предусмотрены договором, с другой — обязанность заемщика возвратить синдикату кредиторов полученную денежную сумму, уплатить проценты на нее, а также выплатить иные платежи, предусмотренные договором синдицированного кредита.
Проект установил круг возможных участников синдиката кредиторов. В данном вопросе его разработчики заняли промежуточную осторожную позицию. Во многих зарубежных правопорядках в состав синдиката часто входят фонды денежного рынка и хедж-фонды, страховые организации и финансовые компании. Согласно проекту возможностью заключать кредитные договоры среди российских компаний наделены только банковские и кредитные организации. В то же время установлено, что в синдикате могут участвовать и иные (не кредитные) иностранные юридические лица, если они правомочны заключать кредитные договоры в соответствии с законом своего государства, а также международные финансовые организации.
Порядок осуществления прав и исполнения обязанностей кредиторов по отношению к заемщику и иным лицам в связи с предоставлением заемщику кредита, его обслуживанием и возвратом будет определяться в договоре об объединении кредиторов. На решения кредиторов по данному договору распространяются общие правила главы 9.1 ГК РФ. В то же время договором синдицированного кредита могут быть установлены иные процедура и порядок принятия таких решений, в том числе:
-
иной порядок голосования;
-
иной порядок фиксации принятого решения, в том числе отсутствие необходимости составления протокола в письменной форме.
Количество голосов, принадлежащих каждому участнику при принятии решений в синдикате кредиторов, должно определяться долей кредитора в синдицированном кредите, если иное не предусмотрено договором синдицированного кредита.
Проект предполагает возможность выделения посреднических фигур, действующих в интересах кредиторов в отношениях с заемщиком, — кредитного управляющего и управляющего залогом.
Участники синдиката заключают с кредитным управляющим договор об управлении правами по синдицированному кредиту, в соответствии с которым на управляющего будут возлагаться в том числе следующие полномочия:
-
обеспечивать взаимодействие кредиторов и заемщика;
-
осуществлять платежи по синдицированному кредиту;
-
распределять между участниками синдиката кредиторов денежные средства, уплачиваемые заемщиком по договору синдицированного кредита, в том числе проценты и иные платежи;
-
предоставлять заемщику по его требованию информацию о текущем составе синдиката кредиторов и долях их участия в синдицированном кредите;
-
сообщать кредиторам о любых ставших известными кредитному управляющему изменениях в финансовом состоянии заемщика.
Обязанность по оплате услуг кредитного управляющего и возмещению его расходов может быть возложена на заемщика.
Что касается управляющего залогом, то здесь надо отметить, что он действует от имени кредиторов, поэтому в залоговых реестрах в качестве залогодержателей регистрируются кредиторы, а не управляющий залогом.
До заключения договора синдицированного кредита заемщик вправе заключить с организатором кредита договор об организации синдицированного кредита. Такой договор будет определять порядок оказания организатором кредита услуг по подготовке и обеспечению заключения договора синдицированного кредита и порядок выплаты вознаграждения за их оказание.
Платежи заемщика по договору синдицированного кредита по общему правилу будут распределяться кредитным управляющим или иным уполномоченным лицом пропорционально долям кредиторов в синдицированном кредите. При этом договором синдицированного кредита может быть предусмотрена обязанность каждого из участников синдиката кредиторов выплатить заемщику денежные средства (кредит) в размере и на условиях, которые определены договором синдицированного кредита.
Проект определил, что уступка прав требования к заемщику возможна, если иное не предусмотрено договором. Такое требование может перейти к любому лицу (не обязательно банку), если кредитор исполнил все свои обязательства по предоставлению заемщику денежных средств. Передача права требования должна влечь уступку обязательств по всем иным договорам.