С 1 июля 2017 г. начала работать система контроля за оборотом практически всех видов древесины. Теперь в системе ЕГАИС должны учитываться сделки как с круглым лесом, так и с пиломатериалом, а перевозить лесоматериалы можно будет, только оформив сопроводительные документы.
Федеральным законом от 28.12.2013 № 415-ФЗ в Лесной кодекс РФ были введены главы 2.2 и 2.3, регулирующие порядок транспортировки древесины и учет сделок с ней в Единой государственной автоматизированной информационной системе учета древесины и сделок с ней (ЕГАИС). Так, согласно ст. 50.5 ЛК РФ компании и предприниматели, совершая сделки с древесиной, должны оформлять на них декларации, а затем регистрировать их в системе ЕГАИС (доступна по ссылке http://www.lesegais.ru/). В такой декларации указываются стороны сделки, информация о собственнике древесины, сведения об объеме закупаемой древесины, сведения о договоре аренды лесного участка, а также иные сведения, необходимые для реализации древесины (ч. 2 ст. 50.5 ЛК РФ).
Другая статья — ст. 50.4 ЛК РФ обязывает собственников древесины при ее транспортировке оформлять сопроводительные документы, в которых наряду со сведениями о собственнике, отправителе, получателе, объеме, породном и сортиментном составе, пунктах отправления и назначения необходимо указывать также номер декларации о сделках с древесиной.
При отсутствии необходимых документов лицо может быть привлечено к административной ответственности по ст. 8.28 КоАП РФ за незаконную вырубку, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 3000 до 4000 руб.; на должностных лиц — от 20 000 до 40 000 руб.; на юридических лиц — от 200 000 до 300 000 руб.
Непредставление или несвоевременное представление декларации о сделках с древесиной, а также представление заведомо ложной информации в декларации о сделках с древесиной влечет в соответствии со ст. 8.28.1 КоАП РФ наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5000 до 20 000 руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 7000 до 25 000 руб.; на юридических лиц — от 100 000 до 200 000 руб.
Кроме того, транспортировка древесины без оформленного в установленном лесным законодательством порядке сопроводительного документа влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 000 до 50 000 руб. с возможной конфискацией древесины и (или) транспортных средств, являющихся орудием совершения административного правонарушения, а на юридических лиц — от 500 000 до 700 000 руб., так же с возможной конфискацией древесины и (или) транспортных средств, являющихся орудием совершения административного правонарушения (ч. 5 ст. 28.2.1 КоАП РФ).
Виды древесины, на которые распространяются указанные требования, определяются Правительством РФ в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (утв. приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст).
До недавнего времени указанные правила распространялись только на некоторые виды древесины — преимущественно на бревна различных пород (см. распоряжение Правительства РФ от 13.06.2014 № 1047-р «Об утверждении перечней видов древесины, на которые распространяются требования главы 2.2 Лесного кодекса РФ»). Однако в мае этого года перечень видов древесины, сделки с которыми подлежат учету, а транспортировка должна производиться с сопроводительными документами, был существенно расширен (см. распоряжение Правительства РФ от 12.05.2017 № 911-р). Теперь в этот перечень включили 34 новых вида древесины (прежде всего, продукцию первичного лесопиления — пиломатериалы, брусья, шпалы).
Соответственно, вносить сведения о сделках с видами древесины из нового расширенного перечня, например с пиломатериалом, в ЕГАИС необходимо будет в том же порядке, в котором это действовало в отношении сделок с древесиной из прежнего перечня, в частности, с круглым лесом.
Указанные требования применяются к расширенному перечню видов древесины уже с 1 июля 2017 г.
Как пояснила Юлия Шуплецова, к.ю.н., ведущий научный сотрудник Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, введение государственной системы контроля законности оборота лесоматериалов было, прежде всего, связано с тем, что с 3 марта 2013 г. вступил в силу Регламент (ЕС) № 995/2010 Европейского парламента и Совета от 20.10.2010 «Об обязанностях операторов, размещающих лесоматериалы и продукцию из древесины на рынке». Данный Регламент прямо запрещает ввоз на территорию стран ЕС древесины (в виде изделий или лесоматериалов), заготовленной в других странах с нарушением законодательства этих стран. Согласно указанному Регламенту все импортеры лесоматериалов и продукции из древесины на европейский рынок, в том числе Российская Федерация, должны продемонстрировать систему тщательной проверки легальности закупаемых лесоматериалов. Поэтому расширение перечня видов древесины, на которые распространяются требования об учете, может быть связано с необходимостью соответствовать требованиям международных документов при экспорте древесины.
Надо, между тем, отметить, что в перечень видов древесины, сделки с которой подлежат учету, не включили древесину, прошедшую какую-либо обработку. В частности, в перечне нет профилированных пиломатериалов, клееных и столярных изделий из древесины, окрашенных, протравленных, обработанных креозотом или другими консервантами лесоматериалов, шпал, брусьев, сборных деревянных конструкций, фанеры, древесно-волокнистых и древесно-стружечных плит, деревянной тары, а также щепы, стружки и др. На сделки с этими товарами оформлять декларации и составлять сопроводительные документы для транспортировки не требуется.