Нарушение конституционных прав и свобод граждан при производстве предварительного следствия – давняя проблема. Многочисленные процессуальные нарушения, допускаемые следователями, приводят к снижению уровня доверия населения правоохранительным органам в целом. Для нормализации ситуации Пленум Верховного Суда России 1 июня принял Постановление № 19 «О практике рассмотрения судами ходатайств о производстве следственных действий, связанных с ограничением конституционных прав граждан (ст. 165 УПК РФ)», призванное обеспечить баланс между достижением целей уголовного преследования и соблюдением прав граждан.
Серьезная проблема
«Принятое постановление – первый случай, когда Пленум ВС РФ обращается к проблеме проведения следственных действий, ограничивающих конституционные права граждан», – заявила судья И. Кочина, представлявшая документ. К их числу относятся осмотр жилища без согласия жильцов, обыск и выемка в жилище, личный обыск, выемка документов с охраняемой законом тайной информацией. Об актуальности проблемы свидетельствует большое количество ходатайств о производстве перечисленных действий – более 1,38 млн только в прошлом году, которые удовлетворяются в 90% случаев.
По-прежнему актуален вопрос о нарушениях, допускаемых полицией в ходе гласных оперативно-разыскных мероприятий (ОРМ): обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспорта, в том числе проводимых в отношении компаний. По данным Генеральной прокуратуры России, общее число нарушений при проведении ОРМ увеличилось на 13,3% (с 1125 до 1928), а в отношении предпринимателей – на 31,9% (с 649 до 1062). Отсутствие надлежащего ведомственного контроля за работой оперативных подразделений характеризует невысокая эффективность перечисленных мероприятий. Только в 20,3% случаев результаты обследований послужили основанием для возбуждения уголовного дела (в отношении предпринимателей – 18,7%). По остальным – информация не подтверждается. Допускаемые нарушения оказывают существенное влияние на результаты коммерческой деятельности, а в ряде случаев исключают возможность участия бизнесменов в деловом обороте на длительный срок.
Между тем ст. 23, 25, 35 и 36 Конституции РФ гарантируют каждому право на частную собственность, неприкосновенность жилища, частной жизни, на личную и семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этих прав допускается не иначе как на основании судебного решения. Судебный порядок получения разрешения на производство следственного действия предусмотрен ст. 165 Уголовно-процессуального кодекса РФ, появившейся в 2004 году.
Все по правилам
Согласно постановлению ходатайство следователя и дознавателя (руководителя следственной группы) о производстве следственных действий может быть подано либо по месту производства предварительного расследования, определяемого в соответствии со ст. 152 УПК РФ, либо по месту производства следственного действия. Если ходатайство было подано с нарушением правил подсудности, то судья выносит постановление об отказе в принятии его к рассмотрению со ссылкой на данное основание.
Ходатайства рассматриваются в открытом судебном заседании. Закрытое судебное заседание допускается только в предусмотренных законом случаях (ч. 2 ст. 241 УПК РФ), о чем судья должен принять мотивированное решение. Разрешая ходатайство о производстве следственного действия, судья обязан в каждом случае проверить не только соблюдение требований УПК РФ, но и наличие (достаточность) фактических данных, являющихся основаниями для производства следственного действия.
С учетом сокращенного срока, в течение которого ходатайство подлежит рассмотрению, для извещения следователя и прокурора судам рекомендуется использовать телефонограмму, CMC-сообщение, факс и другие средства связи, обеспечивающие своевременность такого извещения. Если подлежит рассмотрению ходатайство о реализации, об утилизации или уничтожении вещественных доказательств, то о месте, дате и времени судебного заседания наряду со следователем и с прокурором извещаются также подозреваемый, обвиняемый, их защитники или законные представители, собственник или иной законный владелец предмета, признанного вещественным доказательством по уголовному делу. Неявка лиц, своевременно извещенных о месте, дате и времени судебного заседания, не препятствует его проведению.
В случаях, не терпящих отлагательств (ч. 5 ст. 165 УПК РФ), когда следователь или дознаватель вынужден действовать без разрешения суда (чтобы пресечь или предотвратить преступление, не дать подозреваемому скрыться, спрятать или уничтожить улики, предметы или орудия преступления), они должны уведомить суд постфактум о таких следственных действиях. Судья в свою очередь обязан убедиться не только в правомерности решения следователя или дознавателя, но и в том, что были соблюдены иные требования закона. Лица, конституционные права которых были ограничены безотлагательными следственными действиями, а также их защитники по ходатайству участвуют в проведении судом проверки законности этих действий и вправе обжаловать принятое по ней решение.
Постановление судьи, принятое по результатам рассмотрения ходатайства, является промежуточным судебным решением, поэтому может быть обжаловано еще до окончания расследования уголовного дела. После передачи дела в суд доводы о нарушении требований УПК РФ при производстве следственного действия и недопустимости полученных доказательств могут быть проверены непосредственно в ходе судебного разбирательства.
Законность и обоснованность постановления судьи могут быть проверены вышестоящим судом по представлению прокурора и жалобам лиц, права и интересы которых им затрагиваются. При этом следователи и дознаватели не наделены правом на обжалование постановлений судьи, вынесенных в порядке ст. 165 УПК РФ.
Апелляционное обжалование постановления о производстве следственного действия не приостанавливает его исполнение, кроме случаев, когда постановлением удовлетворены ходатайства, связанные с принудительным прекращением права собственности на имущество (о реализации, об утилизации или уничтожении имущества). Такие постановления подлежат исполнению только после вступления в законную силу.
Осмотр жилища
Для производства этого следственного действия нужно разрешение суда, если хотя бы один из жителей возражает против осмотра.
Изъятие медицинских документов
Согласие суда необходимо, если планируется изъять документы, составляющие охраняемую законом медицинскую тайну. Однако даже при отсутствии согласия гражданина и решения суда в рамках проверки сообщения о преступлении или расследовании уголовного дела следователи или дознаватели могут получать определенные сведения. В частности, о факте обращения гражданина за медицинской, в том числе психиатрической, помощью или о том, что он состоит на медицинском учете (п. 3 ч. 4 ст. 13 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ»).
Выемка банковских документов
Выемка предметов и документов с информацией о вкладах и счетах в банках и иных кредитных организациях производится на основании судебного решения. При этом следователь (в рамках ранее возбужденных дел и по согласованию с руководством) может запрашивать у банков справки по счетам и вкладам физлиц без разрешения суда (ч. 4 ст. 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности»).
Получение абонентских данных
Указанная информация также получается с согласия суда. Это касается данных о номерах и месте расположения передающих станций, соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами, сведений о дате, времени и продолжительности телефонных разговоров, номерах абонентов, а также других данных, позволяющих их идентифицировать. В последнем случае речь идет об IMEI-коде телефона или о его местоположении относительно базовой станции.
Вещественные доказательства
В случаях, когда следователь или дознаватель просит о реализации, об уничтожении или утилизации вещественных доказательств, судье необходимо убедиться, что перечисленные в ходатайстве предметы были изъяты и признаны вещественными доказательствами в установленном порядке, а также что имеются обстоятельства, препятствующие их хранению при уголовном деле или возвращению законному владельцу (ч. 2 ст. 82 УПК РФ).
Арест имущества
Если арест накладывается для обеспечения исполнения приговора в части штрафа или гражданского иска, стоимость арестованного имущества не должна превышать максимальный размер такого штрафа или должна быть соразмерна причиненному преступлением ущербу.
Если же рассматривается ходатайство об аресте с возможной конфискацией, то судье необходимо убедиться в следующем:
–содержится ли преступление, в совершении которого подозревается или обвиняется лицо, в перечне, установленном ч. 1 ст. 104.1 УК РФ;
–на имущество можно обратить взыскание по исполнительному документу с учетом положений ст. 446 ГПК РФ.
В случае наложения ареста на имущество, находящееся у третьих лиц, необходимо учитывать требования ч. 3 ст. 115 УК РФ: в резолютивной части постановления судья должен установить ограничения, связанные с владением, пользованием и распоряжением им. Это может быть запрет на его продажу, дарение, передачу в залог или аренду и т. д. Помимо этого, должен быть указан срок действия ареста (с учетом срока предварительного расследования и времени, необходимого для передачи уголовного дела в суд), который впоследствии может быть продлен (ст. 115.1 УПК РФ).
Обыск адвокатов
В соответствии со ст. 450.1 УПК РФ (введена Федеральным законом от 17.04.2017 № 73-ФЗ) обыск, осмотр и выемка в отношении адвоката (в том числе в жилых и служебных помещениях, используемых им для осуществления адвокатской деятельности) производятся только после возбуждения в отношении него уголовного дела или привлечения его в качестве обвиняемого либо на основании постановления судьи. Причем в тексте постановления должны быть указаны конкретные отыскиваемые объекты. Обыск и выемка у адвоката могут производиться только в присутствии члена совета адвокатской палаты субъекта РФ или иного уполномоченного президентом данной адвокатской палаты лица, «обеспечивающего неприкосновенность предметов и сведений, составляющих адвокатскую тайну». Изъятие адвокатского досье целиком, фотографирование и иная фиксация его материалов запрещены.
До возбуждения в отношении адвоката уголовного дела или привлечения его в качестве обвиняемого осмотр жилых и служебных помещений, используемых для осуществления адвокатской деятельности, может быть произведен, только если там обнаружены признаки совершения преступления. В таком случае осмотр места происшествия без участия члена совета адвокатской палаты субъекта РФ, на территории которого производится осмотр, или иного представителя, уполномоченного президентом этой адвокатской палаты, допускается только при невозможности обеспечения его участия.