Различные подходы к монетарной политике в государствах ЕАЭС в 2014—2015 гг. привели к резким колебаниям взаимных валютных курсов. Это усугубило экономический кризис и создало проблемы во взаимной торговле между участниками Союза. Не повторить ошибки кризисных лет помогут политика плавающих курсов, инфляционное таргетирование, создание региональной платежной системы и согласование уровня международных резервов.
Все государства — члены ЕАЭС в той или иной степени отреагировали на обвал нефтяных цен в 2014 г. ростом номинальных обменных курсов. Однако подходы к монетарной политике и скорость реакции были разными, отмечается в докладе «Колебания валютных курсов в ЕАЭС в 2014—2015 гг.: анализ и рекомендации», подготовленном Центром интеграционных исследований (ЦИИ) Евразийского банка развития (ЕАБР).
Например, Россия перешла к плавающему курсу в конце 2014 г., а Казахстан шел путем постепенных небольших корректировок номинального обменного курса до перехода на политику плавающего курса в августе 2015 г. В Армении драм стабилизировался на новом уровне к доллару после периода высокой волатильности обменного курса в последние месяцы 2014 г.
Беларусь отказалась от скользящей привязки и после резкой девальвации отпустила свой рубль в сравнительно свободное плавание в начале 2015 г., в то время как Кыргызстан девальвировал сом плавно в последнем квартале 2014 г.
Столь разные подходы к монетарной политике привели к рассогласованной динамике номинальных и реальных обменных курсов. Это, в свою очередь, стало причиной существенной макроэкономической волатильности и создало проблемы во взаимной торговле между участниками Союза.
Какая монетарная политика и какой режим обменного курса будут способны минимизировать макроэкономическую волатильность в ЕАЭС? Для ответа на этот вопрос эксперты ЦИИ исследовали различные режимы обменного курса: привязку к корзине валют ЕАЭС, независимые курсовые политики и плавающий режим с ориентированием на курс российского рубля.
На данном этапе, по мнению аналитиков Евразийского банка развития, реализация режимов плавающих курсов и таргетирования инфляции с учетом реакции на динамику обменного курса российского рубля может помочь странам ЕАЭС проводить сбалансированную макроэкономическую политику.
Важно соблюдение всеми государствами — членами Союза количественных критериев по инфляции, дефициту бюджета и уровню госдолга, заложенных в Договоре о ЕАЭС. Кроме того, целесообразна разработка дополнительных критериев, в частности, по международным резервам и снижению уровня «долларизации» экономики.
Наконец, странам ЕАЭС предстоит решить такую проблему, как создание региональной платежной/клиринговой системы. Также нужны специальные инструменты мониторинга, с помощью которых можно будет отслеживать отклонения в динамике обменных курсов национальных валют по сравнению со средним показателем по Евразийскому союзу и получать информацию об относительной конкурентоспособности экспорта внутри ЕАЭС.
Прямые инвестиции резидентов РФ в страны ЕАЭС по данным платежного баланса, млн долл. США
|
2014 |
2015 |
---|---|---|
Армения |
272 |
156 |
Беларусь |
609 |
736 |
Казахстан |
657 |
680 |
Кыргызстан |
43 |
159 |
Источник: ЕАБР |