Вступившим в силу с 1 июля 2017 года Федеральным законом от 01.05.2017 № 87-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», во-первых, закрывается пробел регулирования в области распространения информации в отношении не охваченного прежде сектора Интернета – так называемых онлайн-кинотеатров, получивших определение аудиовизуальных сервисов; во-вторых, сделан шаг к установлению единого государственного подхода к программам, определяющим количество посещений информационных ресурсов, попадающих в сферу действия закона.
Указанный Закон № 87-ФЗ обязывает не только владельцев аудиовизуальных сервисов, попадающих под регулирование с 1 июля, но также и новостных агрегаторов, появившихся в этом законе год назад, установить одну из предлагаемых Роскомнадзором программ – счетчиков посещений. Справедливости ради стоит отметить, что в отличие от официальных сайтов федеральных органов исполнительной власти, в которых Минэкономразвития России допустил использование только счетчиков, включенных в единый реестр российских программ, рассматриваемый закон не запрещает параллельное с предложенными Роскомнадзором использование иных аналогичных программ-счетчиков. Вместе с тем на данный момент не опубликован соответствующий документ Роскомнадзора, и говорить о плюсах, минусах и последствиях этой нормы закона пока рано.
Закон № 87-ФЗ теперь применяется к распространяющим аудиовизуальные произведения информационным ресурсам, рубеж посещаемости российскими пользователями которых в день превышает сто тысяч. Такие ресурсы признаются аудиовизуальным сервисом, вносятся Роскомнадзором в реестр, и их работа должна вестить по правилам, установленным Законом № 87-ФЗ, – структура собственности таких сервисов получила ограничения на участие иностранных лиц, демонстрируемые ими произведения должны отвечать ряду уже существующих известных ограничительных требований законодательства о защите государственной тайны, выборах, экстремизме, порнографии, насилии, защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, и т. п.
При этом закон не столько действительно полноценно и всесторонне регулирует функционирование и способствует развитию аудиовизуальных сервисов, сколько, скорее, берет их под контроль, накладывая на владельцев сервисов ряд обязанностей и ответственность. Эти обязанности и ограничения, с одной стороны, станут для владельцев дополнительной нагрузкой их трудовых, финансовых и прочих ресурсов и, с другой стороны, могут их излишне, избыточно «дисциплинировать»: владельцы теперь, вероятно, будут с большей осторожностью подходить к распространению аудиовизуальных произведений, трактуя сомнения относительно содержания произведения не в пользу его демонстрации зретелям, а по принципу «как бы чего не вышло». В конечном счете все это отразится на пользователе сервиса.
В то же время Закон № 87-ФЗ не распространяется на сетевые издания, поисковики и ресурсы, размещающие преимущественно пользовательский контент, включая видеохостинги и соцсети, – таким образом, значительная часть интернет-пространства по-прежнему остается относительно свободной.