В СПбГУ юристы обсудили альтернативные способы разрешения споров
Ученые, практикующие юристы, представители бизнес-сообщества, арбитры третейских судов, медиаторы встретились в Санкт-Петербургском государственном университете, чтобы в рамках ежегодной конференции «Альтернативные способы разрешения споров» на экспертном уровне обсудить новеллы Федерального закона «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации», вступившего в силу в 2016 году, и практику его применения. Конференция этого года была посвящена 80-летию со дня рождения А.А. Собчака – первого мэра Санкт-Петербурга, выпускника-юриста Ленинградского университета, жизнь которого была тесно связана с ЛГУ.
Реформы, произошедшие после вступления в силу Закона об арбитраже, послужили импульсом к развитию системы разрешения споров третейскими судами в России. Сегодня одним из самых современных и актуальных альтернативных способов разрешения конфликтов вне судебного разбирательства юристы называют медиацию – посредническую процедуру диалога и поиска решения – примирения сторон. Сущность такого урегулирования, его значение и проблемы, с которыми сталкиваются юристы, конфликтологи и граждане, обратившиеся за помощью, – это вопросы, требующие постоянного наблюдения.
Профессор СПбГУ О. Скворцов рассказал на конференции о новой парадигме института арбитража: «После проведенной реформы Россия приобрела уникальный опыт на основе законодательных решений в отношении третейских судов. Россия, наверное, единственное государство в мире, которое сегодня создало консервативную модель арбитража. До 2015 года арбитраж в России развивался на идеях тотальной свободы, и это привело к колоссальным злоупотреблениям. Они стали требовать более пристального внимания к институту арбитража со стороны государства. Сначала этой проблемой занимался Высший Арбитражный Суд, и эти идеи и способы упорядочивания были приняты Министерством юстиции РФ и включены в реформу 2016 года. Теперь государство ограничивает деятельность третейских судов, но вместе с тем и берет на себя ответственность за их деятельность».
В рамках конференции были рассмотрены вопросы истории третейского разбирательства и перспектив его развития, преимущества и недостатки. Отдельное внимание в ходе дискуссии эксперты обратили на содержание арбитражного соглашения, прямые соглашения и обеспечительные меры, а также на практически важный для современного права вопрос о новом статусе постоянно действующих третейских судов и требованиях, предъявляемых к составу арбитров.
Итоги Всероссийского единого дня оказания бесплатной юридической помощи
Ассоциация юристов России 30 июня провела Всероссийский единый день оказания бесплатной юридической помощи. Граждане получили бесплатные юридические консультации в большинстве субъектов РФ на базе региональных и местных отделений АЮР. Мероприятие является ежегодным и проходит в соответствии с решением Правительственной комиссии по вопросам реализации Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации». Акция была приурочена к Году экологии в России.
Консультации провели высококвалифицированные практикующие юристы, сотрудники органов прокуратуры, Минюста, Росреестра, представители адвокатуры и нотариата. Прием граждан по правовым вопросам, вопросам содействия в составлении правовых документов, представления справок по действующему законодательству проходил в течение всего рабочего дня – с 9:00 до 18:00. В мероприятии было задействовано более 1806 центров бесплатной юридической помощи в большинстве субъектов Российской Федерации, где гражданам было оказано 14 400 консультаций.
Кубок ФССП России по комплексному единоборству
Подведены итоги соревнований на Кубок ФССП России по комплексному единоборству, посвященных памяти М. Малинникова. Состязания проходили в Кургане, в спортивном комплексе им. В.Ф. Горбенко. Участие в нем приняли более 100 сильнейших спортсменов из восьми федеральных округов.
Лично-командные соревнования проводились в восьми весовых категориях. В общекомандном зачете первое место заняли спортсмены Сибирского федерального округа, завоевавшие четыре золотых и пять серебряных медалей. Второе место у команды Приволжского федерального округа с четырьмя золотыми, двумя серебряными и тремя бронзовыми наградами. Третье место заняла команда Уральского федерального округа, в копилке которой две золотых, две серебряных и четыре бронзовых медали.
Победителями Кубка ФССП России по комплексному единоборству среди женщин стали: в весовой категории до 50 кг – М. Постовалова (УФО), до 55 кг – А. Клютова (ПФО), до 60 кг – М. Шахидова (СКФО), до 65 кг – И. Пилипенко (СФО), до 70 кг – М. Голубева (ЮФО), до 75 кг – А. Чернова (СФО), свыше 80 кг – В. Футина (ЦФО).
Среди мужчин первые места завоевали: в весовой категории до 60 кг – Овээнчи Иргит (СФО), до 65 кг – Салангы Саая (СФО), до 70 кг – Р. Юсупов (ПФО), до 75 кг – Р. Яхьяев (СКФО), до 80 кг – Э. Вартанян (ЦФО), до 85 кг – Н. Байкин (ПФО), до 90 кг – Д. Зайналов (УФО), свыше 90 кг – М. Футин (ЦФО).
Специальные призы турнира получили: «За лучшую технику» – Д. Зайналов, «Приз зрительских симпатий» – Э. Вартанян, «Самый короткий бой» – Салангы Саая и Д. Давыдова, «За волю к победе» – Шейх-Мансур Хабибулаев и Д. Крапивина. И. Пилипенко была удостоена наград сразу в двух номинациях – «За лучшую технику» и «Приз зрительских симпатий».
Награждение команд-победителей, а также спортсменов, занявших призовые места, прошло в торжественной обстановке с вручением кубков и медалей. Участники и гости соревнований отметили высокий уровень организации турнира, доброжелательное отношение принимающей стороны и искреннюю поддержку зрителей.
Бюро присяжных поверенных «Фрейтак и Сыновья» защитило интересы крупного застройщика
Бюро присяжных поверенных «Фрейтак и Сыновья» 21 июня 2017 года выиграло в Арбитражном суде Свердловской области дело № А60-4447/2017 о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС № 25 по Свердловской области, в котором сотрудники Бюро представляли интересы клиента – крупного федерального девелопера, занимающегося комплексным малоэтажным строительством на территории различных регионов России.
Суть спора касалась возможности отнесения ряда расходов, возникающих при строительстве коттеджного поселка, к составу косвенных и, следовательно, текущих затрат. Клиент именно в таком качестве отражал, в частности, стоимость разработки и согласования документации по планировке территории, типового проектирования жилых домов, строительства временных дорог, охраны как уже возведенных строений, так и всей строительной площадки. Инспекция, опираясь на разъяснения Росстроя, посчитала, что эти расходы подлежат распределению на стоимость объектов капитального строительства и, соответственно, не могут уменьшать налогооблагаемую базу в текущем периоде. Налогоплательщик с таким решением не согласился и обратился в Арбитражный суд Свердловской области. Дело рассматривалось на протяжении четырех судебных заседаний, в процессе которых специалисты Бюро доказывали правомерность позиции клиента.
Управляющий партнер Бюро Н. Фрейтак отметил: «Дело, конечно, изначально было сложным, поскольку касалось неоднозначных вопросов налогового учета в сфере комплексного малоэтажного строительства при отсутствии официальных разъяснений Минфина РФ и относимой судебной практики, которые бы поддерживали позицию налогоплательщика. Однако мы защищали в суде те методы учета, которые сами и разработали в 2009 году, и поэтому вопрос был для нас принципиальным».
Свердловским налоговикам было известно о наличии в АС Московского округа положительной для них практики, которую они с большим удовольствием демонстрировали в суде. Однако сотрудники Бюро присяжных поверенных «Фрейтак и Сыновья», руководитель проектов К. Данилов и старший юрист Е. Лакатош, сумели выработать подробную и убедительную линию защиты и отстоять ее в суде.
Вот как об этом рассказал К. Данилов: «Безусловно, мы до последнего не могли быть уверены в положительном исходе дела, поскольку представители инспекции постоянно ссылались на положительное для себя дело, выигранное их московскими коллегами. В конце концов мы попросили суд вынести решение, опираясь исключительно на представленные в материалы дела первичные документы и пояснения, а не на спорный прецедент АС Московского округа».
При этом Н. Фрейтак обратил внимание, что поскольку по этим интересным налоговым вопросам начинает формироваться противоречивая практика, то, очевидно, итоговое слово в скором будущем будет уже за ВС РФ, куда эти дела неизбежно дойдут по инициативе или налоговых органов, или налогоплательщиков.
Конкурс на стажировку в школах права США
Российско-американский фонд юридического образования (RUSLEF) обеспечивает финансирование стажировок российских студентов в университетах США. Студенты, окончившие три курса, могут подать заявление на стажировку в течение одного года в одной из американских школ права.
Для участия в конкурсе необходим cертификат языкового теста TOEFL. Крайний срок подачи заявлений – 31 декабря 2017 года, cканированные копии сертификатов TOEFL должны быть представлены не позднее 15 февраля 2018 года. Заявления принимаются на 2018–2019 учебный год. Стажировка в США начнется в августе 2018 года.
Заинтересованным студентам следует обратиться к г-ну Сидни Пикеру, президенту Российско-американского фонда юридического образования (Sidney Picker Jr., President), по эл. почте spjmp@mac.com, чтобы получить форму заявки для участия в конкурсе.
Вопросы развития туризма – на законодательный уровень
Член Общественной палаты РФ Л. Шафиров предложил законодательно обязать органы местного самоуправления заниматься вопросами развития туризма. По его мнению, данные полномочия муниципалитетов должны быть закреплены в Федеральном законе от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Федеральном законе от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».
Вместе с тем органы региональной власти также должны получить дополнительные полномочия-обязанности для софинансирования на конкурсной основе лучших муниципальных программ развития туризма, а в качестве дополнительных полномочий федеральной власти необходимо предусмотреть финансовую поддержку реализации лучших региональных и муниципальных программ по развитию туристского потенциала территорий. В соответствии с действующим законодательством муниципалитеты имеют право создавать условия для развития туризма, однако деятельность в этом направлении не отнесена к вопросам местного значения. А это значит, что, особенно в условиях дотационности многих местных бюджетов, финансовые органы категорически отказываются предусматривать при разработке проектов местных бюджетов ассигнования на мероприятия по развитию туризма. Между тем, по словам Л. Шафирова, не только мегаполисы, но и провинциальные населенные пункты России могут предложить множество направлений туризма: санаторно-курортный, гастрономический, паломнический, историко-культурный, событийный.
«На примере ряда территорий Ростовской области – Азова, Шолоховского района, Аксайского района, Таганрога – мы видим преимущества реализации муниципальных программ поддержки туризма, – цитирует слова спикера пресс-служба Общественной палаты РФ. – Однако сделать так, чтобы заработал закон больших чисел, чтобы заработала система, можно только посредством отнесения развития туризма не к правам, а к полномочиям-обязанностям органов местного самоуправления. При этом выявление и тиражирование лучших региональных и муниципальных практик будет возможно только в случае их своевременного выявления и при финансовой поддержке со стороны региональной и федеральной властей».
Член ОП РФ пояснил, что предложения по внесению изменений в федеральное законодательство разработаны по итогам консультаций с муниципальными общественными палатами, торгово-промышленными палатами, экспертами.
Федеральное агентство по туризму поддержало данную инициативу.
К сведению. В соответствии с действующим законодательством к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ относится решение вопросов создания благоприятных условий для развития туризма в субъекте Российской Федерации (подп. 30.1 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»).
В развитие указанной нормы закона в ст. 3.2. Закона № 132-ФЗ конкретизированы полномочия органов государственной власти субъектов РФ по созданию благоприятных условий для развития туризма в субъектах Российской Федерации. При внесении изменений в Закон № 131-ФЗ в части наделения органов местного самоуправления полномочиями по решению вопросов создания благоприятных условий для развития туризма соответствующие изменения необходимо внести в ст. 3.3 Закона № 132-ФЗ .
Кроме того, потребуется внесение изменений в ст. 3.1 данного Федерального закона в случае отнесения к полномочиям органов государственной власти РФ предоставления на конкурсной основе финансовой поддержки органам местного самоуправления и органам региональной власти для реализации лучших программ по развитию туристского потенциала территорий. Внесение изменений в ст. 3.2 Закона № 132-ФЗ потребуется в случае отнесения к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ предоставления на конкурсной основе финансовой поддержки органам местного самоуправления для реализации программ по развитию туристского потенциала муниципальных районов и городских округов.