Механизмы поддержки предпринимательства нужно активно распространять не только на госкорпорации и крупные сырьевые компании, но и на средний, и малый бизнес. К такому выводу пришли участники парламентских слушаний, посвященных проекту «Основных направлений бюджетной, налоговой и таможеннно-тарифной политики на 2018—2020 гг.». Стимулировать же бизнес к выходу из «тени» нужно за счет снижения ставок налогов и отмены избыточной отчетности, а не усиления контрольного пресса.
В число основных задач, на решение которых нацелены «Основные направления бюджетной, налоговой и таможеннно-тарифной политики на 2018—2020 гг.», вошли создание устойчивой экономической среды, предсказуемых макроэкономических и фискальных условий, повышение темпов роста за счет устранения структурных препятствий, сокращение теневого сектора экономики, повышение собираемости налогов и эффективности госкомпаний.
В этом году впервые по инициативе депутатов проект «Основных направлений» был представлен Минфином России в новом формате. Теперь они включают в себя бюджетную, налоговую, а также таможенно-тарифную политику, которые ранее разрабатывались как отдельные документы.
Бизнес-сообщество, по словам президента «Деловой России» Алексея Репика, приветствует объединение ранее разрозненных основных направлений в единый документ и особенно практику его обсуждения с предпринимателями. «Большинство инициатив, проработанных нами с рабочими группами, оказались учтены правительством, и в то же время есть целый блок предложений как в части формы документа, так и в части его положений, которые нам хотелось бы откорректировать», — отметил лидер делоросов.
Представители среднего и малого бизнеса считают, что пора уходить от введения новых привилегий и преференций только для естественных монополий и сырьевого бизнеса и активно распространять их на всех предпринимателей.
«Чтобы механизмы господдержки работали, и работали эффективно, компании должны иметь к ним равный и гарантированный доступ, — прокомментировал меры экономической политики в своем выступлении на парламентских слушаниях А. Репик.
— То есть должна быть абсолютная уверенность, что данные меры господдержки будут получены при исполнении определенных заложенных условий в документах, а если уверенности в этом нет, то в бизнес-план никто никакую субсидию не включит и никакого влияния на инвестиционные решения она не окажет».
В проекте «Основных направлений», по оценке председателя Счетной палаты Татьяны Голиковой, отсутствует анализ эффективности налоговых льгот, их влияния на экономический рост.
С этим мнением согласен председатель Комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров. «Вся налоговая политика превратилась в конкуренцию льгот, — заметил парламентарий. — Уже названий этих льгот практически невозможно запомнить. Мы принимаем новые, не оценив эффективность предыдущих. Вся налоговая политика свелась к гонке льгот, которые не работают. В результате российская налоговая система неконкурентоспособна».
В качестве стимула для «обеления» зарплаты в документе предложено изменить структуру налоговой нагрузки, снизив прямые налоги и повысив косвенные, но экономический и социальный эффекты такого маневра, по мнению Т. Голиковой, неочевидны и не подкреплены какими-либо доказательными документами.
«Сегодня теневой сектор создает колоссальную несправедливую конкуренцию тому сегменту, который работает „в белую“, — подчеркнул президент „ОПОРЫ России“ Александр Калинин. — Однако принимаемые меры по собираемости налогов, с одной стороны, увеличивают нагрузку на честный бизнес, а с другой — зачастую вытесняют в теневой сектор еще больше субъектов предпринимательской инициативы».
Глава объединения малого и среднего бизнеса предложил не распространять требование об установке интернет-касс на предпринимателей, работающих на патентной системе налогообложения, а также предусмотреть налоговый вычет не только для индивидуальных предпринимателей, но и для юридических лиц.
Из позитивных моментов проекта «Основных направлений» депутаты отмечали идею правительства о разработке кодекса неналоговых платежей. «Думаю, для бизнеса это вещь ключевая, — заметил депутат Александр Жуков. — Эту работу нужно сделать как можно быстрее, и депутаты примут в ней самое активное участие».
В то же время представитель фракции «Единая Россия» с сожалением констатировал, что бюджетные расходы на человеческий капитал — здравоохранение, образование и науку — в реальном выражении предлагается сократить. «Это очень огорчает, — подчеркнул парламентарий. — При подготовке бюджета правительству следует внимательнее посмотреть на эти сферы, так же как и на борьбу с бедностью».
По итогам обсуждения глава Минфина Антон Силуанов сообщил, что доработанный вариант «Основных направлений» Кабинет министров рассмотрит осенью и внесет в Госдуму вместе с проектом бюджета. «Через три месяца мы увидим, какие из наших замечаний учтены, а какие нет», — заключил А. Макаров.