На прошлой неделе Пленум Верховного суда РФ одобрил проект масштабных поправок в законодательство, которые предполагают реформирование системы апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции. Если поправки примут, то проверять решения судов первой инстанции будут во многих случаях в других регионах, а порой и в других федеральных округах.
На заседании Пленума Верховного суда РФ, которое состоялось 13 июля, судьи обсудили и одобрили проект масштабной структурной реформы судов общей юрисдикции. В рамках этой реформы Верховный суд РФ предлагает создать систему обособленных от регионов апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции и, в частности, передать им полномочия по рассмотрению конкретных дел, которые сегодня находятся на рассмотрении президиумов региональных судов.
На сегодняшний день разработан только законопроект о внесении изменений в федеральные конституционные законы от 31.12.96 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», от 07.02.2011 № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации», от 23.06.99 № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации» и от 05.02.2014 № 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации», в котором определяются полномочия, порядок образования и деятельности кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции. А вот поправки в процессуальное законодательство — ГПК РФ, УПК РФ и КАС РФ — пока не разработаны. Сделать это планируется перед внесением проекта на рассмотрение Госдумы.
Цель реформы — создание независимой системы проверки решений судов общей юрисдикции
В соответствии с действующим законодательством апелляционные и кассационные инстанции в системе судов общей юрисдикции во многих случаях являются, по сути, структурными подразделениями тех же судов, в которых дела рассматриваются в нижестоящих инстанциях. Например, кассационные жалобы на апелляционные определения верховных судов субъектов подаются в президиумы этих же судов (ч. 2 ст. 377 ГПК РФ). То есть на практике региональные суды общей юрисдикции могут выполнять одновременно роль первой, апелляционной и кассационной инстанций. И даже если проверка решений нижестоящих инстанций проводится не теми же судами, в которых решения принимались, то в большинстве случаев рассмотрение дела по всем трем инстанциям проходит в судах одного региона.
В связи с этим, как поясняют разработчики проекта реформы, на сегодняшний день существует объективная потребность в функционировании отдельных судебных уровней и формировании независимых и самостоятельных судебных инстанций для рассмотрения как апелляционных, так и кассационных жалоб. Причем деятельность этих инстанций не должна осуществляться в том же субъекте РФ и тем более в том же суде, в котором дело рассматривалось по первой инстанции.
Структурное выделение звена кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции в отдельные самостоятельные инстанции, не связанные рамками административно-территориального деления субъектов РФ, должно позволить усовершенствовать иерархию построения судебной системы и оптимизировать судебную нагрузку. Предполагается, что предложенная в проекте структура судов позволит максимально оградить апелляционные и кассационные инстанции от влияния региональных властей.
В качестве положительного примера существования обособленных кассационных и апелляционных судов разработчики проекта реформы приводят опыт деятельности системы арбитражных судов.
Принципы организации работы и полномочия новых апелляционных и кассационных судов
Согласно проекту реформы кассационные суды общей юрисдикции будут действовать в пределах территории соответствующего судебного округа, и в соответствии с установленной федеральными законами подсудностью рассматривать дела в качестве суда кассационной инстанции по жалобам и представлениям на вступившие в законную силу судебные акты, а также дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. Иными словами, к кассационным судам должны перейти полномочия президиумов судов субъектов РФ по проверке решений, вступивших в законную силу.
Согласно законопроекту апелляционные суды общей юрисдикции будут рассматривать дела в качестве судов апелляционной инстанции по жалобам, представлениям на не вступившие в силу судебные акты областных и равных им судов, принятые ими в качестве суда первой инстанции, а также дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. Таким образом, апелляционным судам общей юрисдикции планируют передать часть функций по рассмотрению дел в апелляционном порядке региональных судов, а также часть функций Верховного суда РФ. Так, апелляционные суды будут вместо Верховного суда РФ рассматривать дела, которые суды субъектов рассматривали в качестве первой инстанции.
Какие изменения в работе судебной системы планируются по итогам реформы?
На основе анализа данных судебной статистики и сведений о судебной нагрузке по соответствующим категориям дел за несколько предыдущих лет разработчики проекта реформы предложили создать девять кассационных и пять апелляционных судов общей юрисдикции.
Такое соотношение количества судов обусловлено тем, что кассационные суды будут рассматривать большее количество дел, чем апелляционные. Количество судей в них также будет отличаться. Если в апелляционных судах общей юрисдикции будет работать по 36—37 судей, то в кассациях их в целом будет значительно больше — от 27 в Пятом кассационном суде (кассация по делам, рассмотренным в судах общей юрисдикции кавказских республик и Ставропольского края) до 113 и 103 в Шестом и Первом кассационных судах соответственно.
По итогам реформы существенно изменятся полномочия президиумов региональных судов — они больше не будут рассматривать конкретные дела, а займутся обобщением и анализом судебной практики.
Кроме того, в результате преобразований предполагается также снижение нагрузки на Верховный суд РФ. Это должно позволить судьям высшей судебной инстанции больше внимания уделять обобщению судебной практики и разработке разъяснений для нижестоящих судов.
Принципиальным отличием предлагаемого в соответствии с законопроектом варианта построения судебной системы от действующего в настоящее время станет четкое разделение функций по проверке и пересмотру судебных постановлений в апелляционном и кассационном порядке между двумя самостоятельными звеньями судебной системы.
Также надо отметить, что предполагаемые судебные округа апелляционных и кассационных инстанций не будут совпадать с административно-территориальным делением государства.
Например, согласно проекту апелляционной инстанцией для споров, рассмотренных в Московском городском суде, будет Второй апелляционный суд общей юрисдикции, разместить который предлагают в здании Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области, расположенном соответственно в г. Санкт-Петербурге. Этот же Второй апелляционный суд общей юрисдикции будет апелляционной инстанцией для дел, рассмотренных в Санкт-Петербургском городском суде. А вот кассации для споров, рассмотренных Санкт-Петербургским городским судом и Московским городским судом, будут разные — Первая и Вторая соответственно.
Значительное число новых судов общей юрисдикции планируется разместить в зданиях арбитражных судов.
Предложенная система размещения апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции вызывает вопросы в связи с тем, что граждане будут вынуждены ездить для проверки судебных решений в другие регионы. Между тем этот вопрос отчасти пытается разрешить законопроект, предусмотрев, например, возможность образований постоянных судебных присутствий, расположенных вне места постоянного пребывания судов как апелляционной, так и кассационной инстанций. Такие судебные присутствия будут являться обособленными подразделениями судов и осуществлять их полномочия.