В ООН представили проект Инструментария по противодействию ограничительным деловым практикам ТНК
В Женеве (Швейцария) в рамках 16-й сессии Межправительственной группы экспертов (МГЭ) по политике и законодательству в области конкуренции конференции ООН по торговле и развитию (UNCTAD) прошел круглый стол «Усиление международного сотрудничества при рассмотрении трансграничных дел: инструменты и процедуры». Данный вопрос был внесен в повестку сессии по инициативе ФАС России в октябре 2016 года.
Ключевым спикером на мероприятии стал руководитель ФАС России И. Артемьев. В своем докладе он подчеркнул, что в настоящее время тенденции глобализации, цифровизации и появления новых рынков требуют от конкурентных ведомств принципиально новых подходов к сотрудничеству, поскольку нарушения конкурентного законодательства в сегодняшних условиях носят всеобщий характер. Спикер отметил деятельность крупных транснациональных корпораций, которые наряду с положительными практиками решения глобальных проблем, развития и распространения технологий часто являют собой нарушителей конкурентного законодательства, чья деятельность может привести к углублению технологического разрыва, снижению благосостояния населения и замедлению темпов роста экономик.
«В условиях развития цифровых рынков нарушения конкурентного законодательства, как и информация, распространяются со скоростью света. И скорость антимонопольного реагирования должна быть соответствующей», – сказал И. Артемьев.
В продолжение доклада были приведены примеры успешного взаимодействия ФАС России с конкурентными ведомствами БРИКС, СНГ и ЕАЭС. В настоящее время функционируют Международные рабочие группы по фармацевтике, информационно-коммуникационным технологиям, глобальным продовольственным цепочкам, автопрому. Данные рынки имеют социальную важность для всех стран мира, и в таком формате идет активная работа по обсуждению подходов к решению общих проблем.
Вместе с этим И. Артемьев отметил, что существующих инструментов сотрудничества конкурентных ведомств недостаточно для противодействия глобальным нарушениям. Мировое конкурентное сообщество в последнее время сталкивается с ситуацией, когда расследования против определенных глобальных компаний открыты по всему миру, однако конкурентные ведомства не способны осуществлять эффективное сотрудничество. В данном контексте ФАС России полагает, что на мировой площадке, которой является UNCTAD, должен быть принят международный Инструментарий по международному сотрудничеству конкурентных ведомств по противодействию ограничительным деловым практикам крупных ТНК. Проект Инструментария уже подготовлен ФАС России и доступен для публичного обсуждения.
В целях проработки текста Инструментария предлагается создать специальную группу на площадке UNCTAD, куда могут войти все заинтересованные стороны. Инструментарий может стать приложением к Секции F («Международные меры») Комплекса ООН, согласованных на многосторонней основе справедливых принципов и правил контроля за ограничительными деловыми практиками, и быть принят в рамках конференции по пересмотру Комплекса в 2020 году.
Спикерами данной сессии стали представители конкурентных ведомств Франции, Перу, Японии, США и Организации общего рынка Восточной и Южной Африки (COMESA). В рамках интерактивного обсуждения во второй части сессии представители конкурентных ведомств Бразилии, ЮАР, Австрии, Беларуси, Казахстана, Аргентины, Мексики, Киргизии, Армении, США и Италии, а также Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) выразили поддержку инициативе ФАС России. Кроме того, поддержку данному проекту и готовность внести вклад в доработку Инструментария высказал г-н Фредерик Женни, председатель Комитета по конкуренции Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).
Третья парусная регата для юристов и адвокатов в Греции
С 23 по 30 сентября этого года в Греции пройдет третья парусная регата для юристов и адвокатов, организованная Московской коллегией адвокатов «Юлова и партнеры» и британской яхтенной компанией «Кабестан». Регата стартует из Лавриона (в 40 км от Афин) и пройдет по островам Северной Киклады с заходом в дикие бухты и гавани приморских городков. Участников регаты ждут тренировочная гонка, маршрутные гонки и гонки по знакам с генакерами под руководством опытных шкиперов и фирменная «гонка на тузиках», а по вечерам – развлекательная программа и общение.
На настоящий момент заявлено участие шести экипажей на монотипах Бавария 46 и обсуждаются планы участия второго дивизиона.
С программой и условиями участия можно ознакомиться на сайте: http://advocatecup.ru.
В этом году в регате примут участие адвокаты и юристы из Москвы, Воронежа, Санкт-Петербурга и Новосибирска, а отделение Международного союза (Содружества) адвокатов в Сибирском федеральном округе совместно с греческими коллегами организовывают дополнительную деловую и развлекательную программы до и после регаты: http://advocatecup.ru/dopolnitelnaya-delovaya-i-yekskursion/.
По словам организаторов, «уже сложилась традиция семейного участия в регате. В этом году мы приветствуем в качестве участников представителей семи семей наших коллег. Но не менее приветствуется участие в регате друзей и партнеров: парус объединяет всех любящих свободу, море и азарт соревнований».
Позиция ОКЮР по вопросам конкуренции в сфере телекоммуникаций
Как ранее сообщалось в нашей газете «эж-ЮРИСТ», в конце июня в МГЮА (Университет) им. Кутафина прошло заседание Комиссии по конкурентному праву и антимонопольному законодательству АЮР, на котором была проанализирована работа над законопроектом по антимонопольному комплаенсу, а также обсужден финальный этап доработки проекта указа, которым будет утвержден Национальный план развития конкуренции в РФ. Заседание проходило под председательством заместителя руководителя ФАС России С. Пузыревского.
Координатор экспертного направления ОКЮР Е. Войниканис представила позицию НП «Объединение Корпоративных Юристов», рассказала о правовых проблемах, связанных с развитием конкуренции на рынке услуг связи, а именно: об обеспечении доступа операторов связи в многоквартирные дома и о развитии конкуренции на рынке услуг телерадиовещания.
Проблема обеспечения доступа операторов связи заключается в том, что в соответствии с действующим законодательством для оказания услуг связи (доступа к Интернету, цифрового телевидения) кому-либо из жильцов дома оператор связи должен предварительно организовать общее собрание. На практике собрать как минимум 2/3 жильцов на общее собрание крайне сложно. Такое, казалось бы, техническое препятствие приводит к негативным последствиям для конкуренции.
Проблема обсуждается достаточно давно и каждый раз проходит один и тот же цикл: обсуждение и признание актуальности проблемы, разработка законопроекта и, наконец, отказ от законодательных изменений из-за несоответствия положений Гражданского кодекса и Жилищного кодекса. Последний такой цикл завершился в 2016 году, когда на законопроект Минкомсвязи России были получены отрицательные заключения от Минэкономразвития и Исследовательского центра частного права при Президенте РФ. Хотя разработанный Министерством законопроект имеет свои недостатки, поступившие критические замечания сложно признать справедливыми.
Основные идеи, заложенные в законопроекте, уже реализованы в Директиве Европейского союза о мерах по сокращению расходов на развертывание сетей широкополосного доступа. Принятая в 2014 году Директива также имплементирована в национальное законодательство всех стран-членов ЕС. Согласно ей все новые и реконструируемые многоквартирные дома должны быть оборудованы инфраструктурой для размещения точек доступа. Каждый оператор услуг общедоступной электросвязи имеет право доступа к любой внутридомовой инфраструктуре, за исключением случаев, когда удвоение сети ШПД является технически невозможным или экономически неэффективным. Наконец, при отсутствии внутри здания необходимой инфраструктуры каждый оператор связи имеет право (при условии наличия согласия со стороны абонента и при условии минимизации воздействия на частную собственность третьих лиц) за свой счет разместить в доме телекоммуникационное оборудование. Таким образом страны ЕС смогли устранить дискриминацию и обеспечить конкуренцию операторов связи, не нарушая принципов права, так как право собственности было ограничено в пользу публичных интересов, в целях обеспечения граждан ЕС высокоскоростным доступом в Интернет и повышения экономической эффективности развертывания сетей связи нового поколения.
Докладчик рекомендовала вернуться к вопросу о внесении изменений в Федеральный закон «О связи» и Жилищный кодекс. Что касается услуг связи для целей телерадиовещания, Е. Войниканис обратила внимание на то, что в России реализована нестандартная модель перехода на цифровое телевидение, подразумевающее создание естественной монополии. В соответствии с Федеральным законом «О связи» любой оператор связи, оказывающий услуги связи, для целей телевизионного вещания обязан осуществлять трансляцию обязательных общедоступных телеканалов за свой счет, без взимания платы с абонентов или вещателей. Данная обязанность операторами соблюдается. Проблема заключается в требовании обязательного присоединения операторов к сети РТРС и в том, как конкретизировано данное требование на уровне подзаконных актов.
Сегодня условия присоединения сформулированы таким образом, что операторы связи, уже доставляющие телесигнал своим абонентам и соблюдающие требования по качеству сигнала, вынуждены для исполнения формальных требований закона достраивать свои сети, чтобы присоединиться к сети РТРС. По статистике достраивать приходится от двух до двадцати и более километров. Для крупных операторов затраты на строительство дополнительных линий связи являются большими, но реальными. Для мелких операторов такие затраты – непосильны и разорительны, приводят к закрытию компаний.
Источник описанной проблемы в правовых нормах, определяющих правила оценки наличия технической возможности присоединения. В действующей редакции Приказа Минкомсвязи России № 326 устанавливаются всего два условия для определения технической возможности. Оба условия сформулированы таким образом, что в первую очередь оценивается техническая возможность сети связи РТРС, а техническая возможность и финансовые затраты присоединяемого оператора связи практически не учитываются. Вызывает беспокойство также закрытая информация о точках присоединения к сети РТРС. Отсутствие информации не позволяет операторам связи прогнозировать финансовые затраты.
Проблемы возникают также с необходимостью соблюдения требований к качеству звука и изображения обязательных общедоступных телеканалов, установленных Приказом Минкомсвязи от 01.09.2015 № 327. В Приказе зафиксированы конкретные технические параметры. Однако указание на конкретные параметры не может гарантировать качество звука и изображения для конечного потребителя. Итоговое видеоизображение даже при соблюдении данных параметров может содержать различные виды искажений. В то же время современные технологии сжатия позволяют обеспечить необходимое качество изображения при скоростях меньше чем 3 Мб/сек. С точки зрения абонента, важен не формат сжатия или скорость потока, а конечный результат – качество изображения.
Для обеспечения конкуренции, в особенности на телекоммуникационных рынках, крайне важен принцип технологической нейтральности. Это справедливо как в отношении качества звука и изображения, так и в случае, когда речь идет о конкуренции технологий доставки сигнала до потребителя. Например, в 2014 году Европейская комиссия признала незаконным финансирование Испанией перехода на цифровое эфирное телевидение в отдаленных районах страны из-за нарушения принципа технологической нейтральности. Дело в том, что решение центральной власти о финансировании из госбюджета строительства сетей цифрового эфирного телевидения заставило местные власти расторгнуть договор с оператором спутникового телевидения, готовым оказывать аналогичные услуги.
В качестве вывода координатор экспертного направления ОКЮР подчеркнула, что модернизация действующего российского регулирования услуг связи для целей телерадиовещания должна строиться на принципах технологической нейтральности и интересах конечного потребителя, однако ближайшая задача – это корректировка подзаконных актов (приказов Минкомсвязи).
Участники заседания высказали ряд критических замечаний, но основные тезисы доклада представителя ОКЮР Е. Войниканис в целом получили одобрение.
II Всероссийский конкурс студенческих работ по административному праву и процессу
Университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА), Национальная ассоциация административистов проводят II Всероссийский конкурс на лучшую студенческую научную работу по административному праву и процессу. К участию в конкурсе допускаются студенты бакалавриата, специалитета и магистратуры, обучающиеся по направлениям подготовки (специальностям) укрупненной группы направлений подготовки высшего образования 40.00.00 «Юриспруденция». Конкурс проводится в три этапа.
На первом этапе номинанты до 10 сентября 2017 года должны сформировать и представить заявку в оргкомитет конкурса в электронном виде по адресу: naas.pravo@yandex.ru.
На втором этапе в срок до 10 октября 2017 года номинанты представляют научные статьи на электронную почту оргкомитета конкурса.
Третий этап проводится до 1 декабря 2017 года и включает экспертизу представленных научных статей, а также подведение итогов конкурса.
Победителей конкурса, занявших первое, второе и третье места, наградят дипломами и памятными подарками. Лучшие научные статьи участников будут опубликованы.