Иногда обстоятельства вынуждают граждан России выезжать на лечение за рубеж. Большинство из них делают это просто потому, что необходимая медицинская помощь на территории Российской Федерации по разным причинам не может быть оказана. Допустимо ли в этом случае рассчитывать на помощь нашего государства?
Как обратиться за помощью?
Официально перечень заболеваний, которые не излечиваются в России, не утвержден. Государство в этой обстановке оставило возможность выбора в каждой конкретной ситуации с учетом особенностей заболевания и текущего состояния медицины в стране.
Как следует из пояснительной записки к проекту приказа Минздрава России «Об утверждении Административного регламента Министерства здравоохранения Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по направлению граждан Российской Федерации на лечение за пределы территории Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета» (подготовлен Минздравом России), по состоянию на 28.11.2013 на лечение за пределы территории Российской Федерации за период с 2011 г. по настоящее время (ноябрь 2013 г.) направлено 39 человек, из них 26 детей (66% от общего числа направленных), в том числе: в 2011 г. – 15 человек, 2012 г. – 4, 2013 г. – 20.
Оплата расходов, связанных с лечением граждан России за пределами территории Российской Федерации, осуществляется из средств федерального бюджета. Лимит бюджетных обязательств бюджета РФ, запланированных на лечение за пределами территории Российской Федерации, вырос по сравнению с 2010 г. с 148,7 млн руб. до 177,12 млн руб. (2011 г. – 164,0 млн руб., 2012 г. – 177,12 млн руб., 2013 г. – 177,12 млн руб., 2014 г. – 177,12 млн руб.).
Приведенная выше статистика свидетельствует о том, что лишь очень и очень небольшая часть граждан получила реальную возможность лечения за рубежом. Представляется, что это далеко не все люди, нуждающиеся в помощи. Рассмотренный ниже порядок направления граждан на лечение за пределы РФ позволяет утверждать, что процедура эта довольно сложная и тернистая, без надлежащей обратной связи и возможности влияния на ситуацию.
Порядок получения гражданами РФ лечения за рубежом за счет бюджета регулируется Приказом Минздравсоцразвития России от 19.12.2011 № 1571н «Об утверждении Административного регламента Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по направлению граждан Российской Федерации на лечение за пределы территории Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета» (зарегистрировано в Минюсте России 28.04.2012 № 24012) (далее – Регламент), который действует несмотря на смену наименования «Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации» на «Министерство здравоохранения Российской Федерации».
Первый вопрос, который может возникнуть у родственников пациента или у него самого, – кто и как может обратиться за получением государственной услуги по получению лечения за пределами территории Российской Федерации за счет бюджета?
Согласно Регламенту возможность обращения имеется у пациента и/или его законных представителей (например, родителей ребенка), а также лиц, представляющих интересы пациента по доверенности (п. 2 Регламента).
Порядок обращения максимально доступный для пациентов: заявление можно направлять по почтовому адресу Минздрава России с доставкой по почте или курьером, плата за обращение не взимается, а само заявление подлежит обязательной регистрации в отделе по работе с обращениями граждан в течение трех рабочих дней со дня его поступления (п. 37 Регламента).
Сотрудники Министерства также осуществляют консультирование о порядке предоставления государственной услуги в рабочее время по телефону или при личном обращении.
Если гражданин не имеет возможности получить консультацию по телефону, можно осуществить письменный запрос на адрес Минздрава или прийти на личный прием. В случае письменного обращения пациенту представляется письменный ответ на запрос в течение 30 календарных дней с момента регистрации запроса в Министерстве (п. 12. Регламента).
Как указано в п. 22 Регламента, для рассмотрения запроса о предоставлении услуги по лечению граждан за рубежом за счет бюджета России необходимым и достаточным фактом является поступление заявления, составленного по образцу, предусмотренному приложением № 1 к Регламенту, вместе с копией паспорта или свидетельства о рождении пациента и копией выписного эпикриза из медицинской карты стационарного больного, выданного федеральным медицинским учреждением, в которое пациент был направлен в установленном законодательством РФ порядке, с указанием сведений о состоянии здоровья (основного и сопутствующего диагнозов, анамнеза заболевания, результатов обследований и проведенногое лечения) и рекомендаций о необходимости диагностики и/или лечения за пределами территории Российской Федерации, выданных на основании заключения врачебной комиссии федерального медицинского учреждения.
Исходя из вышеуказанных требований, заключение негосударственного медицинского учреждения с указанием диагноза и необходимого вида лечения не является надлежащим документом для предоставления государственной услуги. Таким образом, пациент должен быть обследован именного государственным медицинским учреждением, а эпикриз при обращении в Минздрав России должен быть получен не более чем за три месяца до направления заявления в Министерство.
Могут и отказать
В соответствии с п. 19 Регламента максимальный срок предоставления государственной услуги не должен превышать 92 рабочих дней со дня поступления в Министерство письменного заявления гражданина.
Основаниями для отказа в предоставлении государственной услуги являются:
–отсутствие у пациента гражданства Российской Федерации;
–непредставление документов, необходимых для предоставления государственной услуги, в течение 30 календарных дней со дня направления письменного запроса Министерства об их представлении;
–наличие возможности оказания необходимой медицинской помощи пациенту на территории Российской Федерации;
–отказ пациента от направления на лечение за пределы территории Российской Федерации;
–отсутствие возможности направления пациента на лечение за пределы территории Российской Федерации за счет средств федерального бюджета в результате отказа иностранной организации в предоставлении услуг, связанных с лечением пациента.
Такие основания для отказа, как наличие возможности оказания необходимой медицинской помощи на территории Российской Федерации и отказ иностранной организации, выглядят весьма спорными и полемичными, поскольку критерии оказания необходимой медицинской помощи определяются Минздравом и сопутствующими ведомствами самостоятельно, равно как и круг организаций, в которые будет направлен запрос о предоставлении медицинской помощи.
Представляется, что должны быть более проработанные основания для отказа в случае возможности оказания необходимой помощи на территории страны и при этом учитываться все факторы уровня здоровья пациента в результате оказания медпомощи в России в сравнении с зарубежными аналогами, а также временные затраты.
Могут и направить
В случае если все документы поданы надлежащим образом, Министерство здравоохранения РФ направляет запросы в федеральные медицинские учреждения (два и более) по профилю пациента о представлении медицинского заключения о наличии (отсутствии) показаний для направления пациента на лечение за пределы территории нашей страны (п. 65, 66 Регламента).
Медицинское учреждение, в которое направлен запрос, в срок до пяти рабочих дней со дня поступления указанного запроса и прилагаемых документов при отсутствии необходимости в дополнительном обследовании и/или лечении пациента и в срок до 20 рабочих дней при проведении дополнительного обследования и/или лечения пациента:
–рассматривает поступившие документы;
–при наличии необходимости принимает решение о дополнительном обследовании и/или лечении пациента в амбулаторных и (или) стационарных условиях;
– представляет в Министерство медицинское заключение.
Одновременно копия медицинского заключения направляется пациенту.
После получения всех вышеуказанных медицинских заключений в срок, не превышающий 14 дней, проводится заседание комиссии Министерства здравоохранения по направлению граждан РФ на лечение за пределы территории Российской Федерации.
Порядок формирования комиссии указан в Приказе Минздрава России от 18.07.2012 № 34 (ред. от 03.06.2015, с изм. от 30.01.2017) «О Комиссии Министерства здравоохранения Российской Федерации по направлению граждан Российской Федерации на лечение за пределы территории Российской Федерации за счет средств федерального бюджета» (далее – Комиссия) , согласно которому Комиссия формируется из представителей Министерства здравоохранения Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, Федерального медико-биологического агентства, Российской академии медицинских наук, федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении указанных федеральных органов исполнительной власти и Российской академии медицинских наук.
Председателем Комиссии является заместитель министра здравоохранения Российской Федерации.
В случае принятия положительного решения на заседании Комиссии рассматривается вопрос о необходимости сопровождения пациента к месту лечения (п. 78 Регламента).
Выписка из протокола заседания Комиссии о принятом решении направляется пациенту в течение трех рабочих дней со дня его принятия.
В случае отказа в принятии положительного решения в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения по месту жительства пациента направляются рекомендации по направлению пациента на лечение в условиях медицинских организаций, расположенных на территории Российской Федерации (п. 84 Регламента).
Если же принято положительное решение, Министерство заключает договор с иностранной организацией о проведении лечения пациента за пределами Российской Федерации.
В случае отказа иностранной организации от подписания договора вопрос об отказе в предоставлении пациенту государственной услуги в связи с отсутствием возможности направления пациента на лечение за пределы территории Российской Федерации выносится на заседание Комиссии, которое проводится в срок не более 10 рабочих дней со дня получения письменного отказа иностранной организации (п. 101 Регламента).
Что оплачивает государство?
Важно отметить, что Регламентом не предусмотрено право пациента выбирать иностранную медицинскую организацию, в которой он желает лечиться. Право выбора остается за государством и Минздравом и определяется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11.11.2013 № 1011 (ред. от 22.12.2016) «Об утверждении Правил заключения федеральным органом исполнительной власти контракта с иностранной организацией на лечение гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации».
После заключения договора с иностранной организацией следует подписание договора уже между Министерством здравоохранения РФ и непосредственно пациентом или его представителем.
Указанный договор регламентирует порядок взаимодействия пациента и сопровождающих его лиц и устанавливает порядок и размер выплат пациенту и сопровождающему его лицу.
После возвращения в Российскую Федерацию пациент в течение 14 дней должен представить в ответственный департамент отчет о произведенных расходах, к которому должны быть приложены оригиналы документов, подтверждающих расходы по найму, оплате проезда, и копия паспорта с отметками о сроках пребывания за рубежом.
Остаток неиспользованных средств подлежит возврату в Министерство.
Отказ можно обжаловать
Регламент предусматривает, что любые действия или бездействие должностных лиц могут быть обжалованы гражданином в досудебном порядке. Такая жалоба подлежит обязательной регистрации в течение трех рабочих дней с момента поступления в Минздрав России и может быть направлена: по почте через многофункциональный центр, через Интернет официального сайта Министерства, Единый портал государственных и муниципальных услуг, а также может быть принята при личном приеме гражданина.
По общему правилу срок рассмотрения жалобы не должен превышать 15 рабочих дней со дня ее регистрации. Жалобу также можно подать в прокуратуру, Администрацию Президента РФ, Уполномоченному по правам человека РФ, в Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор) и суд. Однако следует понимать, что судебная процедура может занять долгое время, которое, к сожалению, не всегда есть у пациентов.
Изучение норм о порядке предоставления россиянам возможности лечения за пределами Российской Федерации позволяет утверждать, что граждане могут рассчитывать на помощь государства при наличии сложных медицинских случаев, требующих вмешательства иностранных медиков. Статистика же прошлых лет свидетельствует, что число граждан, получивших такую помощь в реальности, является неизмеримо малым. А статистика запросов граждан в свободном доступе вообще отсутствует, что не дает оценить, на сколько количество запросов граждан, желающих лечиться за рубежом, превышает количество запросов, реально удовлетворенных.