Акционеры — владельцы обыкновенных акций получат преимущественное право приобретения впервые размещенных привилегированных акций и эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в размещаемые впервые привилегированные акции. Проект с такими поправками внесло на прошлой неделе в Госдуму Правительство РФ.
Правительство РФ внесло в Госдуму проект федерального закона № 229418-7 «О внесении изменений в статьи 40 и 75 Федерального закона „Об акционерных обществах“» (далее — законопроект).
Как следует из пояснительной записки, целью законопроекта является защита прав миноритарных акционеров — владельцев обыкновенных акций от размытия их дивидендных прав и доли в уставном капитале акционерного общества путем размещения привилегированных акций.
Действующие положения Федерального закона от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее — Закон об АО) предоставляют владельцам акций преимущественное право приобретения вновь размещаемых акций лишь соответствующей категории (типа). При этом преимущественное право приобретения не распространяется на акции иной категории (типа). В результате такого регулирования существует риск нарушения интересов миноритарных акционеров при размещении акций иной категории. Например, привилегированные акции могут предполагать повышенные дивиденды и быть размещены в пользу лиц, связанных с контролирующим акционером.
Законопроект предоставляет акционерам — владельцам обыкновенных акций общества преимущественное право приобретения размещаемых впервые посредством открытой подписки привилегированных акций и эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в размещаемые впервые привилегированные акции, в количестве, пропорциональном количеству принадлежащих им обыкновенных акций.
Что касается привилегированных акций, размещаемых по закрытой подписке, и конвертируемых в них эмиссионных ценных бумаг, то в отношении них у акционеров — владельцев обыкновенных акций возникает преимущественное право приобретения при условии, что они голосовали против или не принимали участия в голосовании по вопросу о размещении. Указанное право не распространяется на размещение привилегированных акций и иных эмиссионных ценных бумаг, осуществляемое посредством закрытой подписки только среди акционеров — владельцев обыкновенных акций, если при этом акционеры имеют возможность приобрести целое число размещаемых акций и иных эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции, пропорционально количеству принадлежащих им обыкновенных акций.
Кроме того, законопроект предлагает уточнить правила выкупа акций публичным акционерным обществом так, чтобы цена выкупа была не меньше средневзвешенной цены акций на организованных торгах за шесть месяцев. Согласно действующей редакции п. 3 ст. 75 Закона об АО цена выкупа определяется независимым оценщиком. Однако такой порядок неоднократно демонстрировал свою неэффективность на практике. Суды неоднократно признавали установленную подобным способом цену заниженной (см., например, постановления ФАС Уральского округа от 28.04.2014 № Ф09-1788/14 по делу № А07-9074/2013, АС Северо-Кавказского округа от 17.02.2016 № Ф08-10328/2015 по делу № А32-26961/2014). На практике бывали и случаи, когда оценщик уменьшал стоимость акций участника по причине того, что они входили в миноритарный пакет.
По мнению разработчиков законопроекта, закрепление критерия средневзвешенной цены за определенный период позволит предлагать акционерам цену выкупа, в большей степени отвечающую стоимости принадлежащих им акций, и сделать механизм выкупа для акционеров более действенным средством защиты по сравнению с действующим регулированием.