Для того чтобы занять устойчивые позиции на любом товарном рынке, важно не только создание качественного продукта, но и умение его продать. Юридические услуги оказывают разные категории субъектов: компании, адвокаты, состоящие в адвокатских коллегиях, нотариусы и юристы без специального статуса. Проанализируем, кому какая реклама показана.
Сегодня существует много способов рекламирования юридических услуг для привлечения к ним внимания со стороны самого широкого круга потребителей. Это и наружная реклама, и продвижение в интернете, и ведение персональных блогов юристами.
Рекомендации для участников рынка юридических услуг о том, как их рекламировать, будут различаться в зависимости от специфики регулирования деятельности таких субъектов.
Наружная реклама
Эффективным способом рекламирования юридических услуг является обычная наружная реклама.
Размещенные в местах массового прохода и скопления людей в различных общественных местах рекламные конструкции позволяют акцентировать внимание потенциальных клиентов на предлагаемых продуктах, сформировать у них положительное мнение о них и желание приобрести.
Для размещения наружной рекламы требуется получить разрешение на установку и эксплуатацию рекламных конструкций (ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», далее — Закон о рекламе).
Помимо общих требований, предусмотренных в ст. 19 Закона о рекламе, необходимо также учитывать конкретные нормы, установленные соответствующим региональным законодательством РФ в зависимости от места, где планируется размещение рекламной конструкции. В каждом субъекте РФ существует свой порядок получения упомянутого разрешения.
Например, в Москве выдачей этого документа занимается Департамент средств массовой информации и рекламы г. Москвы (п. 4.2.1 Положения о данном департаменте, утв. постановлением Правительства Москвы от 22.02.2011 № 45-ПП). Процедура оформления разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций регламентирована постановлением Правительства Москвы от 12.12.2012 № 712-ПП «Об утверждении правил установки и эксплуатации рекламных конструкций» и постановлением Правительства г. Москвы от 12.12.2012 № 713-ПП «Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг Департаментом средств массовой информации и рекламы города Москвы».
Заявитель вправе использовать такие рекламные конструкции, как указатели и вывески, содержащие информацию о нем или его арендаторах, профиле деятельности (например, аптека, ресторан, магазин, бильярд и т.д.), контактную информацию, то есть информационные сообщения, не носящие рекламный характер и не направленные на привлечение внимания. Цель таких сообщений — довести до сведения потребителей информацию, на получение которой они имеют право в силу ст. 9 Закона РФ от 07.02.92 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее — Закон № 2300-1).
Если содержание информационного сообщения не является рекламой (подп. 5. п. 2 ст. 2 и п. 1 ст. 3 Закона о рекламе), а представляет собой вывеску или указатель, не содержащие сведений рекламного характера и не имеющие целью привлечение внимания к ней, формирование или поддержание интереса к ней и продвижение на рынке, специального разрешения на их размещение не требуется.
Как отмечается на этот счет в судебной практике, информация на вывесках и указателях, содержащих информацию, обязательную в силу закона или допустимую исходя из обычаев делового оборота, не является рекламой и не требует получения разрешения на размещение и эксплуатацию рекламной конструкции (постановления Президиума ВАС РФ от 10.12.2013 № 12627/13 и от 16.04.2013 № 15567/12). Сюда также относятся простые изображения и фотографии, рисунки тех или иных продуктов, вещей, связанных с профилем деятельности предпринимателя, если не приводятся их индивидуализирующие признаки, что исключает рекламное продвижение конкретной продукции (например, изображение бутылки, кружки, техника, одежда и т.п.).
Суды считают, что информация о наименовании и иные подобные сведения, обязательные для раскрытия с целью доведения ее до сведения потребителей («Автоюрист», «Помощь при ДТП», «Банкротство физических и юридических лиц» и др.), сами по себе не считаются рекламой (постановление АС Восточно-Сибирского округа от 14.06.2016 по делу № А33-18517/2015), даже если в наименовании используются специальные словосочетания, направленные на привлечение внимания, например, «Первая по праву», «Первая юридическая компания» и т.п. (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 07.11.2012 по делу № А45-9254/2012). Очевидными рекламными сообщениями будут такие, как «ведение судебных дел любой сложности», «оформление, сопровождение, защита» и т.д. (Определение ВАС РФ от 25.06.2014 № ВАС-7849/14).
Порядок распространения такой информации может быть определен в акте органа местного самоуправления, в котором установлены правила благоустройства территории, поскольку согласно п. 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится в том числе организация благоустройства территории городского округа, в частности вопросы внешнего оформления улиц и зданий (письмо ФАС России от 28.11.2013 № АК/47658/13).
Следует учитывать, что в силу п. 15 Обзора практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе, утв. информационным письмом Президиума ВАС РФ от 25.12.98 № 37, вопрос о наличии в информации признаков рекламы решается с учетом конкретных обстоятельств дела на основании исследования и оценки всех заслуживающих внимания факторов.
Обратимся к п. 1, 2 постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона „О рекламе“». Согласно этому документу при анализе информации на предмет наличия в ней признаков рекламы судам необходимо учитывать, что размещение отдельных сведений, очевидно вызывающих у потребителя ассоциацию с определенным товаром, имеющее своей целью привлечение внимания к объекту рекламирования, должно рассматриваться как реклама этого товара, поскольку в названных случаях для привлечения внимания и поддержания интереса к товару достаточно изображения части сведений о товаре (в том числе товарного знака).
Пример
Суд отметил, что указание информации о профиле деятельности организации с одновременным сообщением сведений рекламной направленности уже будет свидетельствовать о необходимости получать разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции. Например, «ведение судебных дел любой сложности», «квалифицированная юридическая помощь», иная подобного рода информация, направленная на привлечение внимания клиентов.
(Постановление ФАС Дальневосточного округа от 04.03.2014 № Ф03-271/2014)
Аналогичным образом размещение более развернутой информации о юридической компании с перечнем оказываемых услуг в привлекательном формате выходит за рамки обязательного раскрытия информации, предусмотренной Законом № 2300-1 и ст. 54 и 1225 ГК РФ. К такому выводу пришел суд в одном деле, признавая законным вынесенное антимонопольным органом решение о демонтаже рекламной конструкции.
Пример
Спорная рекламная конструкция представляла собой короб размером 1 х 1,5 м с указанием наименования компании, видов оказываемых юридических услуг (консультации, защита в суде, лицензирование, регистрация фирм, сделки с недвижимостью, регистрация выпуска акций), логотипа, адреса, часов работы и телефонов, при этом обязательная для доведения до всеобщего сведения информация была размещена мелким шрифтом, в отличие от основных рекламных материалов, выполненных словами в белом цвете на синем фоне.
Размещение короба с такими сведениями призвано формировать интерес неопределенного круга лиц к этому юридическому лицу. При этом примененные им приемы — размещенные вверху две вывески с наименованием организации и указанием на ее месторасположение, выполненные в одинаковом стиле, дополнительно расположенный короб в такой же цветовой гамме, содержащий перечень оказываемых заявителем услуг, исполненный в более крупном шрифте по сравнению с иной обязательной в силу Закона о рекламе информацией, в совокупности свидетельствуют именно о рекламном характере спорной конструкции.
Кроме того, нарушитель ничем не обосновал необходимость перечисления видов предоставляемых им услуг в этой конструкции с учетом того, что само его фирменное наименование уже отражает профиль деятельности юридического лица. Не представил он и доказательств в пользу того, что указание на вывеске на виды оказываемых услуг является обычаем делового оборота.
(Постановление ФАС Северо-Западного округа от 27.02.2012 по делу № А56-25147/2011)
Юридическая компания, разместившая информацию о своих услугах без указания своего наименования, рискует быть привлеченной к административной ответственности по ст. 14.3 КоАП РФ, как это произошло с фирмой, дело которой в свое время рассматривал ФАС Восточно-Сибирского округа.
Пример
Суд признал, что такое нарушение, как отсутствие наименования компании в рекламной информации, по своему характеру признается длящимся. И срок давности для привлечения к ответственности по нему исчисляется не с момента совершения правонарушения, а с момента его обнаружения.
(Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 11.01.2007 по делу № А33-5673/06-Ф02-7140/06-C1)
Отсутствие необходимости получать разрешение на размещение вывески с информацией о компании, реализующей свои продукты, не исключает необходимость соблюдения иных обязательных требований, предъявляемых к оформлению такой вывески.
Пример
Постановлением Правительства Москвы от 25.12.2013 № 902-ПП «О размещении информационных конструкций в городе Москве» предусмотрены обязательные требования к высоте и длине информационных конструкций.
К ним относятся, в частности:
— вывески (п. 3.5);
— высота букв и знаков на них (абз. 5 п. 30);
— необходимость согласования дизайн-макета вывески с Москомархитектурой (п. 24).
Продвижение юридических услуг в интернете
Для расширения клиентской базы юристы могут вести персональные блоги в социальных сетях и на иных интернет-площадках, участвовать на различных форумах, конференциях, вести семинары и вебинары, публиковать книги, статьи и иные материалы, тем самым активно повышая свою узнаваемость на юридическом рынке и доверие со стороны потенциальных клиентов, а также зарабатывая на оказании данных услуг. Ведение блога позволяет не только заинтересовать в своих услугах новых клиентов, но и, если повезет, дополнительно зарабатывать на размещении баннеров, рекламных окон, рекламных постов и других материалов, если размещаемые материалы покажутся интересными широкой публике.
Одним из самых эффективных способов рекламирования можно назвать поисковое продвижение сайта юриста или юридической компании, поскольку интернет является ключевым источником информации, и основная масса потенциальных покупателей большую часть время проводит именно в глобальной сети.
Поисковая оптимизация (от англ. search engine optimization, SEO) — это комплекс мер для поднятия позиций сайта в результатах выдачи поисковых систем по определенным запросам пользователей с целью продвижения сайта. Обычно чем выше позиция сайта в результатах поиска, тем больше заинтересованных посетителей переходит на него с поисковых систем и тем выше, соответственно, вероятность того, что они обратятся к услугам юриста.
Продвижение сайта в интернете способствует тому, что ресурс будет занимать самые первые позиции в ведущих поисковых системах, согласованных в договоре на поисковую оптимизацию, непосредственно по тем ключевым словам или словосочетаниям, которые будут интересны заказчику.
Специфика рекламирования деятельности отдельных участников юридического рынка
Нотариусы
Нотариус в силу п. 8.1 Кодекса профессиональной этики нотариусов обязан информировать граждан и организации о своем месте нахождения и режиме работы, в том числе посредством установления вывесок нотариальной конторы, указателей и размещения иной информации.
Вывеска должна иметь наименование «нотариус» или «нотариальная контора», а также может содержать информацию о режиме работы и контактных телефонах. Содержание текста и макет вывески у входа в здание или помещение нотариальной конторы, ее предельные размеры должны соответствовать требованиям, установленным нотариальной палатой.
Однако нельзя распространять любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, информацию, адресованную неопределенному кругу лиц и направленную на привлечение внимания к конкретному нотариусу, формирование или поддержание интереса к нему и продвижение его нотариальной деятельности.
Любая реклама деятельности нотариуса запрещена. Не допускается также предоставление нотариусом третьим лицам ложной, неполной или способной привести к ошибкам информации о существе и характере его деятельности (п. 8.4 Кодекса профессиональной этики нотариусов).
Адвокаты
Адвокаты пользуются более широкой свободой, чем нотариусы, при выборе средств рекламного продвижения своих услуг. Они могут в интернете, в брошюрах, буклетах и иных информационных материалах приводить сведения о наличии у них положительного профессионального опыта, а также информацию о своей специализации, что не противоречит Кодексу профессиональной этики адвоката (разъяснение ФПА России «По вопросам применения п. 1 ст. 17 Кодекса профессиональной этики адвоката» от 28.01.2013, протокол № 3).
В то же время адвокат не вправе обещать положительный результат при выполнении поручения, не должен навязывать свою помощь различным лицам за счет использования личных связей с работниками судебных и правоохранительных органов, обещать благополучное разрешение дела иными недостойными способами (подп. 6 п. 1 ст. 9 и п. 2 ст. 10 Кодекса профессиональной этики адвоката). При установлении подобных фактов суд выносит частное определение, которое направляет в адвокатскую палату для принятия дисциплинарных мер в отношении виновных адвокатов. Такими действиями адвокат проявляет неуважение к суду, способствуют формированию у граждан мнения о наличии личных связей с сотрудниками суда и правоохранительных органов, об их заинтересованности в исходе дела, предопределенности еще не принятого судом решения по делу, что умаляет авторитет судебной власти, порождает сомнения в независимости, объективности и беспристрастности суда (Апелляционное определение Саратовского областного суда от 24.04.2014 по делу № 33-2425).
Адвокатская деятельность: бизнес или нет?
Еще одна тонкость: адвокаты при размещении информации о себе и своих услугах не вправе ссылаться на то, что их деятельность не является предпринимательской. В частности, коллегии адвокатов не вправе размещать рекламные конструкции без оформления разрешения.
В силу ч. 2 ст. 1 Закона об адвокатуре адвокатская деятельность не является предпринимательской. Но из анализа ст. 12 и 13, п. 1 и 3 ст. 15 Закона об адвокатуре следует, что внесение сведений в реестр адвокатов субъекта РФ и выдача адвокатского удостоверения отвечает содержанию государственной регистрации физического лица, осуществляющего профессиональную деятельность, приносящую доход, как хозяйствующего субъекта. Так, суды не принимают доводы о том, что юридическая помощь, оказываемая в рамках адвокатской деятельности, не является продуктом деятельности, предназначенным для продажи, и по смыслу ст. 3 Закона о рекламе не является товаром или иным объектом рекламирования, а информация об адвокатской деятельности и видах оказываемой юридической помощи не содержит сведений рекламного характера и не связана с осуществлением предпринимательской деятельности.
Пример
В соответствии с действовавшим в спорный период Общероссийским классификатором услуг населению, утв. постановлением Госстандарта РФ от 28.06.93 № 1631 , под кодами 091200-091214 были перечислены услуги, оказываемые адвокатурой, в том числе услуги по составлению документов, поручения по ведению дел на предварительном следствии, услуги по ведению уголовных дел, административных дел. А согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, утв. приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 № 329-ст, к деятельности в области права относится в том числе представление интересов одной стороны против другой стороны в судах или других судебных органах: консультирование и представительство в гражданских делах, консультирование и представительство в уголовных делах, консультирование и представительство в связи с трудовыми спорами; предоставление рекомендаций и консультаций по общим вопросам, подготовку юридических документов.
Таким образом, по мнению суда, юридические услуги, оказываемые адвокатами и называемые помощью в Законе об адвокатуре, отвечают понятию профессиональной деятельности, приносящей доход, поэтому при их рекламировании необходимо выполнение всех обязательных требований, предусмотренных Законом о рекламе. Причем адвокатская деятельность не указана в ч. 2 ст. 2 данного закона в числе правоотношений, на которые не распространяется его действие.
В итоге суд признал, что если реклама услуг адвокатов направлена на привлечение интереса к получению адвокатской помощи от конкретных адвокатов, работающих в коллегии, отвечает за ее размещение сама коллегия.
(Постановление ФАС Дальневосточного округа от 04.03.2014 № Ф03-271/2014)
Адвокат без статуса
Лишение статуса не лишает бывшего адвоката возможности заниматься юридической практикой. Однако при рекламировании своей деятельности он не вправе использовать на вывесках, указателях, иных рекламных конструкциях, в полиграфической продукции и иным способом термины «адвокат», «адвокатский кабинет» и другие слова и словосочетания, связанные с адвокатским статусом.
При нарушении данного требования адвокат может быть привлечен к административной ответственности.
Пример
Обязать адвоката прекратить незаконное использование терминов «адвокат», «адвокатский кабинет» и других слов и словосочетаний, связанных с адвокатским статусом, в рекламе суд может по иску прокуратуры, иных правоохранительных органов, адвокатской палаты соответствующего субъекта РФ и даже любого адвоката того же региона, поскольку он имеет основанный на законе интерес в добросовестном поведении со стороны своих конкурентов.
(Апелляционное определение Хабаровского краевого суда от 26.11.2014 по делу № 33-7392/2014)
Важно!
Юристы и юридические компании не вправе при рекламировании своих услуг вводить потребителей в заблуждение относительно своего статуса и принадлежности к адвокатскому сообществу.
Например, реклама организации, созданной вне коллегии адвокатов, об оказании ею услуг как юридической консультацией является ненадлежащей (п. 19 Обзора практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе, утв. информационным письмом Президиума ВАС РФ от 25.12.98 № 37).
Положение обязывает
Участникам рынка юридических услуг следует быть очень избирательными при выборе средств рекламирования. Во-первых, статус обязывает юристов щепетильно относиться к своей деловой репутации, а во-вторых, реклама «на грани фола» может не понравиться антимонопольному органу.
В качестве примера можно привести дело одной юридической компании, которая рекламировала услуги по приведению уставов ООО в соответствии с требованиями Федерального закона от 30.12.2008 № 312-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Напомним, что согласно этому закону уставы обществ, созданных до дня вступления его в силу, следовало привести в соответствие с ГК РФ и Федеральным законом от 08.02.98 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее — Закон об ООО). В рекламных листовках компании было сказано, в частности, что невыполнение данного требования является основанием для ликвидации ООО по искам налоговых органов. Антимонопольная служба признала эту рекламу ненадлежащей, посчитав, что она содержит не соответствующие действительности сведения, характеризующие рекламную услугу, ее назначение, условие ее приобретения, так как ООО вправе отказаться от приведения учредительных документов в соответствие с законом, что не повлечет за собой ограничение его правоспособности или дальнейшую ликвидацию.
Суд отменил решение УФАС, сославшись на п. 4 Обзора практики разрешения споров, связанных с ликвидацией юридических лиц (коммерческих организаций), утв. информационным письмом Президиума ВАС РФ от 13.01.2000 № 50, а также на положения других законов, в частности, нормы Закона об ООО и ГК РФ о том, что юрлицо действительно может быть ликвидировано в судебном порядке в указанном случае (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 18.10.2010 № А19-4773/10). В то же время суд оставил без внимания иные положения упомянутого письма, из которых следует, что ликвидация — это всегда крайняя мера, когда иным способом восстановить нарушенный правопорядок не возможно. И суд всегда предпринимает меры для того, чтобы дать возможность исправить допущенные нарушения с целью сохранения правоспособности компании и ее дальнейшего участия в гражданском обороте. Поэтому неприведение учредительных документов в соответствие с законом не влекло принудительную ликвидацию компаний в безальтернативном порядке.
1 Утратил силу с 1 января 2017 г. в связи с изданием приказа Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст.