Индекс предпринимательской уверенности в июле, по данным опросов Росстата, в обрабатывающей и добывающей индустрии остался на уровне начала лета (–3%), в распределительных отраслях слегка просел (до –2%). В это же время РСПП зафиксировал снижение своего сводного индекса деловой среды на 2,8 п. Экономисты отмечают, что промышленность находится в зоне стабильно низкого роста, пока без надежд на достижение среднемировых показателей.
Главный композитный индикатор исследования статведомства — сезонно скорректированный индекс предпринимательской уверенности (ИПУ) — в середине лета сохранил свое июньское значение (–3%) в двух основных укрупненных секторах промышленности — обрабатывающем и добывающем.
В третьем укрупненном сегменте индустрии — «обеспечении электрической энергией, газом и паром; кондиционировании воздуха» ИПУ по сравнению с июнем сократился на 3 п.п., составив –2%. Однако делать серьезные негативные выводы по этому поводу, по мнению экспертов ВШЭ, пока не следует. Во-первых, это достаточно традиционное снижение деловой активности данного сектора в периоды повышения температурного фона. Во-вторых, его доля в промышленности по сравнению с «обработкой» весьма незначительна.
В принципе, любое значение ИПУ ниже нулевого уровня свидетельствует о нахождении отрасли в зоне неблагоприятного делового климата. Однако переход индекса с диапазона от –6 до –8%, характерного для динамики 2015 г., к сегодняшнему значению можно считать, по оценке ученых «Вышки», предпринимательским успехом.
Почти три четверти респондентов (71%) из обрабатывающей промышленности в июле сообщили о «нормальном» уровне производства в своих компаниях, и немногим более четверти (26%) характеризовали его «ниже нормального». При этом на 18% предприятий наблюдался рост производства, а на 17% — снижение.
О «нормальной» спросовой ситуации, как и в июне, сообщили 60% руководителей компаний из обрабатывающего сектора. В то же время 37% участников исследования оценили спрос на продукцию своих предприятий «ниже нормального» уровня. Отвечая на вопрос о тенденции спроса, 16% «капитанов индустрии» сообщили о его росте, 17% — о спаде показателя по сравнению с июнем.
Июльский опрос зафиксировал стабильность финансовых показателей (обеспечения собственными финансовыми ресурсами и прибыли) обрабатывающих производств. О сохранении данных показателей на уровне июня сообщили 72 и 61% респондентов соответственно. Как и в прошлом месяце, 18% руководителей сообщили о сокращении собственных финансовых средств компаний по сравнению с предыдущим месяцем, а 23% констатировали уменьшение прибыли.
К позитивным трендам середины лета с полным основанием можно отнести увеличение на 2 п.п. (по сравнению с июнем) среднего уровня загрузки производственных мощностей в «обработке», составившего 66%. Последний раз столь высокий показатель фиксировался более пяти лет назад, еще в относительно благоприятном экономическом периоде для отрасли — в апреле 2013 г.
РСПП констатирует ухудшение конъюнктуры
Сводный индекс деловой среды, рассчитываемый РСПП, демонстрирует отрицательную динамику. В июле его значение потеряло 2,8 п. и составило 43,1 п. (против июньского уровня 45,9 п.).
Негативный тренд показали почти во все компоненты сводного индекса. Так, индекс рынка производимой продукции снизился на 0,5 п. — с 46,2 до 45,7 п. Все составляющие индекса, за исключением индикатора «уровень конкуренции», претерпели падение в июле. Спрос, согласно ответам респондентов, продолжает сокращаться. Значение показателя «спрос в отрасли» стало ниже на 6 п. и достигло отметки 39,6 п., а уровень параметра «спрос на продукцию/услуги компаний» упало до 42,2 п. (в июне его значение было 46,2 п.).
Индекс логистики в июле опустился до 45,8 п. (в предыдущем месяце его значение составляло 46,3 п.). Индикатор «среднее время доставки» потерял 0,4 п. и снизился до значения 47,4 п. Ситуация со складскими запасами немного улучшилась — показатель вырос на 1,4 п.
Параметр, характеризующий отношения между компаниями, — индекс B2B упал на 3,6 п. В мае — июне показатель «новые заказы на продукцию/услуги компании» находился в положительной зоне оценки, но в июле он не смог в ней удержаться — его значение снизилось сразу на 6,8 п., до 44,4 п.
Отрицательную динамику продемонстрировал индекс социальной и инвестиционной активности. Его значение упало на 4,9 п., до 43,2 п. Результаты опроса РСПП показали, что 38,8% компаний осуществляли инвестиционные проекты (их доля значительно сократилась — на 12,4 п.п.), 56,7% предприятий нанимали в июле новых сотрудников (здесь снижение составило 3,3 п.п.), а 22,4% организаций увольняли персонал (увеличение на 4,8 п.п.). Кроме того, меры по сокращению рабочего времени для оптимизации издержек использовали 26,9% компаний (тут доля стала выше сразу на 11,7 п.п.), в 61,2% организаций действуют социальные программы для сотрудников (–9,2 п.п. от июньского значения).
В целом — относительный позитив
Несмотря на противоречивые данные, которые характеризуют деловую активность отечественной индустрии в середине лета, аналитики Центра конъюнктурных исследований (ЦКИ) ВШЭ считают, что отрасль сохраняет позитивный тренд. «Можно с уверенностью констатировать, что промышленность в целом вошла в относительно позитивную зону своего развития, гарантирующую отрасль от спадов, характерных для 2015 г. и начала 2016 г., но с практически маловероятным выходом на среднемировые годовые темпы роста свыше 3%, — отмечает директор ЦКИ Георгий Остапкович. — Движение в данной „колее“ может затянуться на ближайшие два-три года, пока не появятся первые результаты фундаментальных экономических реформ, включая налоговую».
Основными барьерами к переходу промышленности в зону устойчивого акцентированного роста эксперт считает слабость инвестиционного и потребительского спроса, а также несбалансированный государственный бюджет.
Отдельная головная боль — нарастающий дефицит кадров. «К сожалению, становится все более очевидным, что экономика уже в ближайшее время столкнется с проблемой объективного входа страны в демографическую яму, когда будет сокращаться в течение примерно восьми — десяти лет трудоспособное население», — прогнозирует ученый.
Наконец, определенные барьеры для российской промышленности создает, по мнению Г. Остапковича, и геополитическая неопределенность. Большинство крупных стратегических и отраслеобразующих экономических агентов заметно адаптировались к санкционному давлению. Однако серьезные зоны риска сохраняются.
Основные факторы, лимитирующие деятельность компаний «обработки»
Фактор |
% |
---|---|
Недостаточный спрос на продукцию предприятия |
50 |
Неопределенность экономической обстановки |
44 |
Высокий уровень налогообложения |
40 |
Высокая стоимость банковского кредита |
28 |
ИСТОЧНИК: Росстат, ВШЭ |