Статистика последних лет показывает снижение аварий на энергетических объектах страны, что может создавать опасную успокоенность. При этом начало нынешнего века ознаменовалось в мире ростом в разы катастроф, чрезвычайных ситуаций и вызванных ими экономических потерь. Об их уроках с точки зрения готовности встречать новые вызовы и соответствующей подготовке персонала для объектов энергетики сегодня размышляет генеральный директор Корпоративного образовательного и научного центра ЕЭС д.э.н., к.т.н. Сергей Васильевич Мищеряков.
В энергетике за прошедшие 15 лет проведена крупнейшая структурная реформа. О ее результатах можно спорить, но отрицать то, что отрасль коренным образом изменилась, невозможно. И в процессе реформ, и в постреформенный период к персоналу, человеческим ресурсам, человеческому капиталу в энергетике относились с декларируемым, а в чрезвычайных ситуациях (когда проявлялся практически героизм) и с неподдельно пристальным вниманием. Это отношение к человеку на энергетическом производстве за десять последних лет изменилось от позиции «кадры решают все» до «человеческий капитал — главный ресурс компании». И это продиктовано объективными причинами и закономерно.
«Помни Чернобыль!»
Пока еще нет ясного и однозначного научного объяснения того факта, что в начале XXI века количество экстремальных природных явлений и техногенных катастроф выросло в шесть раз из расчета на каждое десятилетие, а среднегодовой объем экономических потерь в результате чрезвычайных ситуаций — более чем в десять раз1.
В этой связи заниматься вопросами локализации чрезвычайных ситуаций, ликвидацией их последствий и предотвращением техногенных катастроф объективно необходимо.
Типичными примерами крупнейших в мире техногенных и природных катастроф, оказавших заметное влияние на экономику наиболее развитых стран мира и судьбы миллионов людей в мире, являются радиационная авария на IV блоке Чернобыльской АЭС в бывшем СССР в апреле 1986 г., авария на Саяно-Шушенской ГЭС в августе 2009 г., разрушительные последствия факторов природного характера (девятибалльное землетрясение и десятиметровая волна цунами, затопившая более 320 кв. км суши) и возникшая крупная техногенная радиационная авария на японской АЭС «Фукусима-1» в марте 2011 г. Эти события опровергают позицию о невозможности катастроф там, где выстроена система их предотвращения. Иными словами, нет ничего невозможного в современном мире.
Динамика аварий на объектах энергетики за последние три года отрицательна, и это может привести к неоправданной успокоенности. С учетом этого уместно в качестве лозунга привести перефраз слов адмирала С.О. Макарова («Помни войну!»): «Помни Чернобыль!»
Общее в авариях — это человек
Если рассматривать причины аварий в общем виде, отвлекаясь от их последствий и «ведомственной принадлежности», можно в подавляющем большинстве случаев найти в них общее. Это общее — человек. Совершенно «чистые», независящие от человека ЧС (например, падение метеорита, наводнения, цунами) составляют незначительную долю из общего числа причин. Но организация противодействия негативным факторам ЧС и ликвидация их последствий независимо от причин полностью определяется человеческим фактором.
Проблема последнего на энергообъектах имеет исключительное значение для обеспечения безопасности1—3. Многолетний опыт эксплуатации энергетического оборудования показывает, что возникновение большинства аварий и инцидентов связано с поведением людей, их отношением к своим обязанностям и обеспечению безопасности. Так, по отдельным оценкам, при обеспечении надежности и безопасности в энергетике причинами более 80% аварий и техногенных катастроф являются ошибки персонала.
По данным INPO (Институт по эксплуатации ЯЭУ, США), вклад в ошибки персонала погрешности и нечеткости в инструкциях, предписаниях и другой документации составляет 43%, недостаток знаний, профессиональной подготовки — 18, отступления персонала от предписаний и инструкций — 16, неправильное планирование работ — 10, неэффективная связь между сотрудниками станции — 6, другие причины — 7%1.
Исследования показали, что ошибочные действия или бездействие операторов в сложных и ответственных ситуациях находятся в определенной связи с состоянием нервной системы человека. Как справедливо заметил А. Эйнштейн, «человек — нервная машина, управляемая темпераментом»1. Часть рисков имеет явно человеческую природу. При этом необходимо отметить тот факт, что готовность человека к правильным и осознанным действиям может не только предотвратить катастрофу, но и обеспечить минимизацию ее последствий. Примером могут служить действия работников Саяно-Шушенской ГЭС во время аварии 17 августа 2009 г.
Автоматизация и компьютеризация не решают проблемы аварийности, поскольку ведут к множеству опасных ошибок, связанных с программным обеспечением и представляющих собой особую категорию трудно оцениваемых сложных человеческих ошибок. По данным анализа аварийности ОАО «РАО ЕЭС» и INPO, около 7% ошибок персонала совершалось вообще по необъяснимым причинам.
Уроки АЭС «Фукусима-1»
С учетом приведенных причин ошибок можно определить важность и объективную необходимость исследования и формирования научных основ управления энергообъектами в чрезвычайных ситуациях и оценки рисков их возникновения. Авария, произошедшая на японской АЭС «Фукусима-1», это подтверждает. Примечательными являются следующие выводы по ней.
«2. Вызывают тревогу просчеты конструкторов и неготовность руководства и персонала быстро принимать решения в условиях параллельно развивающихся аварийных процессов тяжелой многофакторной аварии (сказался недостаток фундаментальных знаний у специалистов). Принятие решений шло через 12 уровней управления между руководителями и ликвидаторами. Ликвидаторы строго придерживались заранее составленных инструкций без учета особенностей произошедшей аварии.
3. Формально на момент начала аварии персонал АЭС имел достаточно возможностей для предотвращения плавления топлива. Все блоки были сейсмостойки. С технической точки зрения причиной расплавления топлива является несвоевременная подпитка реакторов водой. Имеющиеся технические средства давали возможность за счет внутренних ресурсов ЯЭУ обеспечить отвод тепла без внешней подпитки водой не менее 8 ч., в течение которого можно подготовить реакторные установки к приему воды от заранее предусмотренного аварийного источника. Задержка в подпитке реакторов водой составила 5—6 ч. при допустимой не более 2—2,5 ч...
5. Ситуация на Фукусиме-1 продемонстрировала неготовность японских операторов к нештатным ситуациям. Руководство компании ТЕРСО, не оценив и не осознав своевременно масштаб катастрофы и в целях сохранения лица компании, пыталось самостоятельно разрешить возникшую экстремальную проблему, что только усугубило масштабы бедствия.
9. Масштабность и периодичность происходящих в мире техногенных катастроф свидетельствуют о значительно возросшей роли специалистов технического профиля. Качество подготовки кадров для обслуживания таких систем, а также ликвидации последствий аварий, должно быть поднято на уровень, соответствующий сложности объектов, создаваемых в XXI веке...
10. Причиной многих крупных аварий последних десятилетий является порочная практика назначения на руководящие инженерные должности «универсальных» управленцев — менеджеров, не способных в силу отсутствия соответствующих знаний и опыта адекватно оценивать сложившуюся ситуацию и принимать на себя ответственность за действия по выводу из нештатной ситуации. Ликвидировать аварии приходится в чрезвычайных ситуациях, требующих быстрого принятия решений, к чему такие «управленцы» не готовы»4.
Готовность к вызовам нужно готовить
Таким образом, в XXI веке объективно сформировались вызовы, на которые надо отвечать незамедлительно. Проблемами, связанными с этими вызовами, последние шесть лет системно занимается Корпоративный образовательный и научный центр ЕЭС (КЭУ). Основные выводы изучения проблемы готовности персонала к работе в новых условиях заключаются в следующем:
1) вектор деятельности всех участников энергетического производства должен быть направлен на формирование новой производственной культуры как совокупности материальных и духовных ценностей, компетенций, норм, способов и приемов производственной деятельности работников отрасли;
2) в центре работы по предотвращению, локализации и ликвидации последствий аварий и катастроф должен стоять человек и условия выполнения им производственных функций;
3) профессиональное обучение всех категорий работников, руководителей и персонала оперативных смен должно вестись и, что важно, может вестись индивидуально, с учетом развития цифровых технологий, с использованием всех самых передовых достижений педагогики.
Решение проблем формирования необходимых компетенций дает импульс развитию новых методов и форм обучения. При подготовке руководителей с учетом разнообразия оборудования и структур энергообъектов от традиционных методов осуществляется переход к индивидуальному трехэтапному обучению (от самостоятельной работы к индивидуальной консультации и детальному практическому контролю компетенций). Для оперативного персонала смен энергообъектов используется дистанционная тренажерная подготовка под руководством опытных инструкторов без длительного отвлечения от выполнения трудовых обязанностей, то есть учебная программа осваивается поэтапно и практически встроена в производственный процесс.
Особой формой профессионального обучения стали конкурсы профессионального мастерства, проводимые в энергетике с 1998 г. и приобретшие особую популярность в последние шесть лет.
Применение новых подходов к обучению потребовало использования блокчейн, облачных технологий и технологий дистанционного индивидуального консультирования.
Применение инновационных технологий позволяет на деле ставить и решать задачи формирования и развития главного ресурса компаний-партнеров — человеческого капитала. И главное, определять эффективность их решения.
Динамика аварий и несчастных случаев в энергетике
|
2014 |
2015 |
2016 |
---|---|---|---|
Аварии в электрических сетях 110 кВ и выше |
19 089 |
16 609 |
15 954 |
Аварии на электрических станциях 25 МВт и выше |
4545 |
4323 |
3941 |
Производственный травматизм |
222 |
172 |
177 |
ИСТОЧНИК: Отчеты по мониторингу Минэнерго России |
Источники и литература
1 Катастрофы и человек / Под ред. Ю.Л.Воробьева. – М.: ACT-ЛТД, с. 195–205.
2 Катастрофы и общество. – М.: ООО «Koнтакт-Культура», 2000. 334 с.
3 Акимов В.А., Владимиров В.А., Измалков В.И. Катастрофы и безопасность. – М.: Деловой экспресс, 2006. 387 с.
4 Рябчук Е.Ф. Японская катастрофа //Энергия: экономика, техника, экология. 2012, № 12, с. 64–66.
5 Отчеты по мониторингу ситуации в отрасли. Сайт Минэнерго России https://minenergo.gov.ru/node/272