Вновь грядет ремонт латаного-перелатаного закона о местном самоуправлении (от 06.10.2003 № 131-ФЗ). На этот раз планируется разграничение полномочий между Федерацией, регионами и муниципалитетами в сфере благоустройства населенных пунктов.
В проекте резолюции форума «Городская среда», прошедшего 24 июля в Краснодаре, значится пункт о рекомендации Минстрою России подготовить изменения в Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ, направленные на совершенствование правового регулирования вопросов благоустройства территорий муниципальных образований, предусмотрев в них «четкое правовое регулирование вопросов благоустройства между РФ, субъектами РФ и органами местного самоуправления». Возможны следующие дополнения:
-
введение федеральным законом обязанности собственников зданий, строений и сооружений содержать прилегающие территории в надлежащем порядке;
-
установление муниципалитетами порядка и условий содержания территорий, прилегающих к зданиям, строениям и сооружениям;
-
изменение правил и стандартов благоустройства территорий поселений.
Одновременно намечается разработать и принять стратегию развития городов. Будет ли такая программа самостоятельным документом или станет частью разрабатываемой Стратегии пространственного развития страны до 2030 г.? Или проект окажется суммой отдельных стратегий?
Выступая на форуме, премьер-министр Дмитрий Медведев высказался за разработку «стратегий развития городов до 2025 г.» на основе еще не принятой Стратегии пространственного развития страны. А пока он обещал дать поручение Минстрою и Минэкономразвития утвердить два документа — Стандарт и индекс качества городской среды; Стандарт комплексного развития территорий.
Это нужно, подчеркнул премьер, для того чтобы думать прежде всего не о том, что в городах «будут производственные предприятия, еще о чем-то, а том, что здесь будут жить люди».
Окончательный текст резолюции форума «Городская среда» предполагается опубликовать в течение августа. Возможно, до анонсированного главой правительства заседания Совета по развитию местного самоуправления при Президенте РФ.
Напомним, что приоритетный проект «Формирование комфортной городской среды», обеспеченный бюджетным финансированием, реализуется во всех регионах. В этом году выделяется более 41 млрд руб.: 25 млрд — из федерального бюджета и свыше 16 млрд — из региональных бюджетов. По заверению Д. Медведева, такой же объем сохранится в следующем году. Схожие траты предусматриваются и в будущем трехлетнем бюджете.
Форум «Городская среда» рекомендовал монопрофильным муниципальным образованиям продолжить реализацию глобального проекта «Пять шагов благоустройства», о котором мы уже писали в этом году («ЭЖ», № 1, 2 и 22).
На мероприятии прозвучало традиционное сетование на нехватку квалифицированных профессионалов в разных сферах городского управления. Тем временем в Российском экономическом университете имени Г.В. Плеханова состоялся первый выпуск специалистов по программе повышения квалификации «Управление объектами историко-культурного наследия». Как показывает мировая практика, грамотное управление культурным наследием приносит немалую экономическую выгоду за счет роста потока туристов. В российской практике объекты с уникальной историей — скорее бремя, а не потенциальная прибыль. Эту брешь и в публичном управлении, и в образовательной сфере ликвидирует ведущий экономический вуз страны. В разработанной здесь учебной программе интенсивного обучения заложены концептуальные подходы к историко-культурному наследию как явлению и объекту экономического управления. Курс включает анализ управленческих решений, применение метода проектного управления, построение бизнес-моделей и бизнес-планов. Таким образом, программа позволяет взглянуть на историко-культурное наследие как на потенциальный источник дополнительной прибыли. Следующий набор слушателей начнется в сентябре. По словам ректора университета Виктора Гришина, в будущем году планируется открыть магистерскую программу по данному направлению.
По сведениям Министерства культуры РФ — заказчика новой учебной программы, 29 культурных и природных объектов в России отнесены решением ЮНЕСКО к памятникам всемирного наследия, а 44 города имеют статус исторического поселения федерального значения. Их в первую очередь коснутся изменения в законе о местном самоуправлении. Будут ли они со знаком плюс или с противоположным значением, покажет время. И очень не хочется повторения опыта 2014—2015 гг., когда новые законы по муниципальным полномочиям принимались в спешке, без публичного обсуждения.
Комментарий
Андрей Максимов, председатель комиссии Общественной палаты РФ по территориальному развитию и местному самоуправлению:
Когда мы говорим о городском развитии, важно, чтобы его субъектами выступали сообщества этих городов и муниципальные власти. Важно, чтобы у них были не только административные мотивации и стимулы, но и экономические, для того чтобы создавать что-то новое на своей территории.
В этой связи заявление о том, что в текущем объеме будут сохранены средства на развитие городской среды в следующем году, — хорошая новость. Понятно, что в текущем году значительная часть этих средств закладывалась на подготовку чемпионата мира по футболу 2018 г. И понятно, что частично в следующем году эти работы еще будут завершаться. Однако важно, чтобы программа развития городской среды, которая стала приоритетным национальным проектом, продолжалась независимо от каких-либо событий, например, спортивной и культурной жизни страны и мира.
Сохранить объемы финансирования нужно, но при этом важно, чтобы здесь субъектом был не регион, а все-таки конкретный город, потому что сегодня получается достаточно странная история, когда средства на конкурсной основе распределяются, но ответственным за принятие решения является глава региона.
Не стоит забывать о том, что каждый город индивидуален и к каждому должен быть свой подход. Если, например, формат участия жителей нужно прописывать как некий федеральный стандарт и, может, даже дополнительно регулировать законодательно, то общих рекомендаций, как благоустроить город, и единого правила, какой должна быть городская среда, на мой взгляд, быть не должно. Здесь должны быть учтены особенности конкретного места, его застройки, культуры, менталитета жителей, их потребностей. Здесь нужно не столько нормировать, сколько выявлять лучшие практики и распространять о них информацию.