Новых отзывов лицензий у крупных российских банков, подобных «Югре», ожидать не стоит — так реагировали опрошенные ТАСС эксперты на заявление первого зампреда ЦБ Дмитрия Тулина о состоянии банковской системы.
Банк «Югра» входил в тридцатку крупнейших по размеру активов. 28 июля у него отозвана лицензия. Крах «Югры» стал крупнейшим страховым случаем в российской банковской истории: Агентство по страхованию вкладов выплатит вкладчикам 169,2 млрд руб. Как сообщал ЦБ, 90% кредитного портфеля «Югры» составляли кредиты бизнес-проектам собственников банка.
Дмитрий Тулин в интервью ТАСС заявил, что процесс оздоровления банковского сектора продолжится, но ЦБ не ожидает в обозримом будущем отзыва лицензий у крупных, значимых банков, заметных кредитных организаций.
Председатель Ассоциации региональных банков России, председатель комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков заявил ТАСС, что повторения примеров «Югры» в российской банковской системе больше не будет: «После банка „Югра“ некоторые недобросовестные лица начали распространять информацию про другие кредитные организации, но я могу вполне ответственно сказать, что из крупных финансовых институтов сейчас угрозы введения временной администрации не существует. Они вполне рабочие банки, и я думаю, что заявление Тулина говорило об этом. И, в принципе, в системе не стоит ждать примеров, подобных „Югре“».
Президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян в разговоре с ТАСС назвал позицию ЦБ весьма мудрой: «Такие сигналы рынку очень важно подавать. Важно говорить, что мы диагностируем (рынок), будем решать возникающие проблемы с собственниками банков, менеджментом. Именно в такой тональности надо разговаривать с рынком».
«Слабые банки, ведущие рисковую политику и кредитующие бизнес акционеров, на рынке есть однозначно», — подтверждает слова Д. Тулина старший директор агентства Fitch Ratings Александр Данилов.
А по словам заместителя директора группы «Финансовые институты» S&P Global Ratings Романа Рыбалкина, проблемы ряда банков обострили снижение цен на нефть и девальвация рубля в 2014 г., а также последовавший рост процентных ставок: «Не всем участникам рынка удалось в полной мере восстановить бизнес-модель».
Сегодня кредитование связанных сторон нередко встречается во многих кредитных организациях. Старший кредитный эксперт агентства Moody’s Ольга Ульянова напоминает, что ЦБ при вводе норматива, ограничивающего кредитование связанных сторон 20% капитала банка, на первых порах допустил ряд послаблений (расчет норматива отдельно по каждому акционеру банка, возможность уменьшения суммы кредитов связанным сторонам на сумму высококачественного ликвидного обеспечения и пр.). «Возможно, регулятор не уверен, что все банки без исключения, в том числе те, которым отзыв лицензии совершенно не грозит, смогут незамедлительно обеспечить выполнение данного норматива», — рассуждает Ульянова.
Акционеры оставшихся проблемных банков будут более в состоянии оказать им поддержку и исправить ситуацию, считают аналитики.
Выделять средства ЦБ будет более избирательно, чем в 2014—2015 гг. «Не исключено, что в случае ряда банков выгода от санации может оказаться меньше ущерба экономике от отзыва лицензии», — объясняет Р. Рыбалкин.
Будет набирать популярность финансовое оздоровление с переводом кредитов в акционерный капитал. «Государство хочет снизить собственные издержки на оздоровление. Фактически санация с переводом кредитов в акционерный капитал равноценна дефолту для крупнейших кредиторов, так как условия, на которых они могут вернуть свои средства, существенно изменяются, а сроки продлеваются на много лет вперед», — говорит младший директор по банковским рейтингам «Эксперт РА» Людмила Кожекина.
Таким образом, процесс удаления мелких слабых банков продолжится, но рынок не заметит их исчезновения, заключают эксперты.