Президент РФ В. Путин подписал 31.07.2017 Федеральный закон «О внесении изменений в части первую, вторую и третью Гражданского кодекса Российской Федерации» (в части совершенствования наследственного права), который кардинально изменит наследственное право России.
Закон расширяет возможности граждан по вопросу распоряжения их имуществом после смерти. В частности, вводится новая для российского права конструкция – наследственный фонд.
Предусматривается, что наследственный фонд будет создаваться и действовать после смерти гражданина-наследодателя. Решение о его учреждении оформляется гражданином при составлении завещания. Такое решение должно содержать сведения об учреждении наследственного фонда, утверждении устава фонда и условий управления фондом, о порядке, размере, способах и сроках образования имущества наследственного фонда, а также о лицах, назначаемых в состав органов этого фонда, или о порядке определения таких лиц.
После смерти гражданина нотариус, ведущий наследственное дело, направляет в уполномоченный государственный орган заявление о государственной регистрации наследственного фонда и прикладывает к заявлению решение наследодателя об учреждении фонда. Нотариус обязан направить такое заявление в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней со дня открытия наследственного дела.
Наследственный фонд становится одним из наследников наряду с указанными в завещании гражданами или организациями или наряду с наследниками по закону. Такое правило обеспечивает защиту интересов кредиторов умершего, которые смогут предъявить свои требования по долгам наследодателя ко всем принявшим наследство наследникам, включая наследственный фонд.
Кроме того, законопроект защищает права несовершеннолетних детей наследодателя и иных наследников, имеющих право на обязательную долю (имущество, выдаваемое им вне зависимости от завещания).
Управление фондом должно осуществляться бессрочно или в течение определенного срока в соответствии с условиями, которые определены при составлении завещания. Условия управления фондом не могут быть изменены после смерти гражданина, являвшегося учредителем фонда.
«Имущество фонда может пополняться в ходе осуществления фондом своей деятельности, а также за счет доходов от управления имуществом фонда. Из имущества, переданного фонду, или из доходов от управления имуществом фонда будут производиться выдачи указанным в завещании лицам. Это могут быть члены семьи наследодателя, различные организации или граждане, не являющиеся наследниками умершего. Закон допускает возможность выплаты доходов или иных денежных сумм (например, грантов) тем гражданам, которые будут определяться попечительским или иным советом фонда (в проекте используется формула «выплата при наступлении обстоятельств, относительно которых неизвестно, наступят они или нет»). Это позволит реализовать волю умершего, например, по поддержке одаренных детей, выдающихся ученых, спортсменов», – сообщил председатель Комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству П. Крашенинников.
Наследственные фонды – это важный инструмент для наследования, сохранения и развития бизнеса. Они будут востребованы предпринимательским сообществом. Кроме того, введение такого института в российском праве может быть одной из антиофшорных мер. Ведь в настоящее время возможность учреждать наследственные фонды или трасты есть во многих странах мира, и зачастую российские предприниматели вынуждены переводить свой бизнес в офшорные зоны, чтобы учредить такой траст или фонд для решения вопросов по распоряжению активами после смерти.
Наиболее известным примером наследственных фондов за рубежом является фонд Альфреда Нобеля, из которого выплачиваются знаменитые нобелевские премии. Другой пример – фонд Роберта Боша, созданный основателем немецкого концерна Bosch, финансируемый за счет дивидендов от акций концерна и предоставляющий гранты в образовании, медицине, культуре.
«Необходимость введения в российском наследственном праве указанной новеллы вызвана развитием экономических отношений, а также все большим вовлечением российских граждан в предпринимательские отношения, требующие особых правил управления имуществом после смерти его владельцев. Новый наследственный институт расширит возможности наследодателей в вопросах распоряжения своим имуществом, поможет решить проблему так называемого «лежачего наследства в бизнесе» – потери бизнеса в период между датой смерти наследодателя и получением свидетельства наследником, составляющим полгода. А также будет способствовать повышению привлекательности российской юрисдикции», – считает П. Крашенинников.
Другие важные изменения закона заключаются в расширении полномочий назначаемого в завещании душеприказчика, а также в том, что завещателю дается право назначить своим душеприказчиком не только гражданина, но и юридическое лицо.
Душеприказчики и доверительные управляющие, назначаемые нотариусами для управления наследственной массой, будут обязаны подчиняться распоряжениям, которые наследодатель сможет дополнительно указать в завещании. Например, душеприказчик будет обязан голосовать на общем собрании общества с ограниченной ответственностью, в число учредителей которого входил наследодатель, в соответствии с инструкциями, содержащимися в завещании.
Положения о доверительном управлении наследственной массой конкретизируются, указывается, кто может быть назначен управляющим, каковы его обязанности (он должен обеспечить не только сохранение имущества, но и по возможности увеличение его стоимости), вводится правило о контроле за доверительным управляющим.
Помимо этого, закон содержит уточнение правил о завещательном возложении. Сейчас завещатель может предусмотреть возложение на наследника только действий, направленных на достижение общеполезной цели. Это правило толкуется на практике ограничительно – признаются лишь указания о передаче книг библиотекам, о передаче архивов музеям и пр. В законе предусматривается, что завещатель может обязать наследников выполнять также иные обязанности, направленные на осуществление любой иной не противоречащей законодательству цели, в том числе осуществить погребение наследодателя в соответствии с его волей.
Вступление в силу указанных изменений устанавливается с 1 сентября 2018 года.
Информация предоставлена
Комитетом Госдумы по государственному строительству и законодательству