В отличие от процедур банкротства физических лиц, для несостоятельных организаций закон не предусматривает реструктуризации долгов как способа восстановить платежеспособность. Правительство РФ внесло на рассмотрение Госдумы законопроект, который восполняет этот пробел и, по мнению разработчиков, должен будет «сдвинуть» ликвидационный характер законодательства в сторону реабилитации.
Внесенный 1 августа правительством на рассмотрение нижней палаты парламента законопроект № 239932-7 «О внесении изменений в Федеральный закон „О несостоятельности (банкротстве)“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части процедуры реструктуризации долгов в делах о банкротстве юридических лиц» (далее — законопроект) направлен на расширение практики применения реабилитационных механизмов в отношении несостоятельных юридических лиц и предусматривает введение новой реабилитационной процедуры — реструктуризации долгов.
В пояснительной записке к законопроекту необходимость нововведений обоснована тем, что действующее российское законодательство о банкротстве носит ликвидационный характер и не рассчитано на реструктуризацию долгов и восстановление платежеспособности должника. Большинство дел о банкротстве возбуждаются по заявлениям кредиторов, а сами должники не рассматривают процедуры банкротства как способ решения своих финансовых проблем. Процедуры финансового оздоровления и внешнего управления применяются намного реже, чем конкурсное производство.
Так, в 2016 г. финансовое оздоровление было введено по 41 делу, внешнее управление — по 365, а конкурсное производство — по 14 127 делам (по данным отчета о работе арбитражных судов субъектов РФ по делам о банкротстве в 2016 г.).
Просить о реструктуризации вправе сам должник
Реструктуризация долгов в законопроекте определена как процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику — юридическому лицу в целях восстановления его платежеспособности и удовлетворения требований кредиторов.
Заявление о реструктуризации в суд может подать как сам должник, так и кредитор. К заявлению должника прилагается отчет о его финансовом состоянии, содержащий, в частности, следующую информацию:
-
перечень имущества должника, включая имущественные права, с указанием рыночной стоимости и приложением отчетов об оценке имущества должника, составленных в течение трех предшествующих лет (при наличии);
-
список всех известных кредиторов и уполномоченных органов с указанием их адресов, оснований возникновения и сумм задолженности, в том числе просроченной и оспариваемой;
-
список всех кредиторов, являющихся или являвшихся в течение трех лет до возбуждения дела о банкротстве заинтересованными лицами по отношению к должнику;
-
сведения о соотношении стоимости активов и обязательств должника и др.
Процедура реструктуризации долгов вводится по результатам рассмотрения арбитражным судом обоснованности заявления о введении процедуры реструктуризации долгов.
Если из представленных должником документов очевидна невозможность восстановления его платежеспособности, по результатам рассмотрения арбитражным судом заявления о признании должника банкротом в отношении должника может быть открыто конкурсное производство, минуя процедуру наблюдения.
План реструктуризации представляет не только банкрот
Законопроектом детально регламентируется проведение процедуры реструктуризации долгов. В частности, в течение четырех месяцев с даты введения процедуры реструктуризации долгов должник обязан предложить план реструктуризации (далее — план). Конкурсным кредиторам или уполномоченным органам, антикризисному управляющему, учредителю (участнику) должника при этом также предоставляется возможность представить свой план в течение указанного срока.
План должен быть нацелен на удовлетворение требований кредиторов и восстановление платежеспособности должника. Под восстановлением платежеспособности понимается отсутствие по окончании процедуры реструктуризации долгов неурегулированной в соответствии с планом задолженности. Срок реализации плана не может быть больше четырех лет со дня утверждения судом. По решению собрания кредиторов срок может быть продлен, но не более чем еще на четыре года.
План должен включать в себя несколько условных разделов.
Во-первых, в нем должно содержаться обоснование возможности платежеспособности должника. Во-вторых, обозначены мероприятия, которые собирается осуществить должник в целях восстановления платежеспособности. Речь может идти, в частности, о реорганизации должника, увеличении уставного капитала, замещении активов должника, продажи части предприятия, новации обязательств. В-третьих, план должен содержать сведения об обязательства должника, ликвидационной стоимости предмета залога и расчет суммы, которую кредиторы третьей очереди по требованиям, не обеспеченным залогом, могли бы получить при реализации имущества должника по ликвидационной стоимости в случае признания должника банкротом.
Восстановлением платежеспособности руководит антикризисный управляющий
Планом могут быть предусмотрены различные варианты управления должником в ходе процедуры реструктуризации долгов:
-
право назначать руководителей организации оставлено за участниками должника, с условием обязательного предварительного согласования с собранием кредиторов или комитетом кредиторов;
-
полномочия руководителя возложены на антикризисного управляющего;
-
право на назначение руководителей предоставлено собранию кредиторов или комитету кредиторов;
-
образованы два единоличных исполнительных органа должника, один из которых избирается учредителями (участниками) должника, а другой — собранием кредиторов.
Антикризисного управляющего утверждает суд в соответствии с общей процедурой. В его обязанности входит, в частности: обеспечение сохранности имущества должника, анализ его финансового состояние, выявление кредиторов, ведение реестра их требований, рассмотрение отчетов о ходе выполнения плана реструктуризации долгов, контроль за выполнением плана.
При этом управляющий вправе требовать от руководителя должника информацию о текущей деятельности должника, согласовывать сделки должника в случаях, предусмотренных законом и планом реструктуризации, обращаться в арбитражный суд с ходатайством об отстранении руководителя должника и др.
До утверждения плана реструктуризации долгов, а также после его утверждения, если иное не предусмотрено этим планом, должник не вправе:
1) без согласия собрания кредиторов или комитета кредиторов совершать сделки:
-
в совершении которых у него имеется заинтересованность;
-
которые связаны с отчуждением или возможностью отчуждения имущества должника, балансовая стоимость которого составляет более 5% балансовой стоимости активов должника, либо недвижимого имущества должника;
-
влекут за собой выдачу займов (кредитов), выдачу поручительств и гарантий, а также учреждение доверительного управления имуществом должника.
2) без согласия антикризисного управляющего совершать сделки:
-
которые влекут за собой увеличение кредиторской задолженности должника более чем на 5% суммы требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов;
-
связаны с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения имущества должника, за исключением реализации имущества должника, являющегося готовой продукцией (работами, услугами), производимой или реализуемой должником в процессе обычной хозяйственной деятельности;
-
влекут за собой уступку прав требований, перевод долга;
-
влекут за собой получение займов (кредитов).
Планом реструктуризации долгов может быть предусмотрена необходимость получения согласия антикризисного управляющего или собрания кредиторов (комитета кредиторов) на совершение должником иных сделок.