Один из наших работников обратился в бухгалтерию с заявлением о выдаче ему копий платежных поручений о перечислении страховых взносов в ПФР. Обязаны ли мы представить ему копии платежных поручений?
Е. Ширенина, г. Омск
Ответ. В соответствии со ст. 62 ТК РФ по письменному заявлению работника работодатель обязан не позднее трех рабочих дней со дня подачи этого заявления выдать работнику трудовую книжку в целях его обязательного социального страхования (обеспечения), копии документов, связанных с работой (копии приказа о приеме на работу, приказов о переводах на другую работу, приказа об увольнении с работы; выписки из трудовой книжки; справки о заработной плате, о начисленных и фактически уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование, о периоде работы у данного работодателя и другое). Копии документов, связанных с работой, должны быть заверены надлежащим образом и представляться работнику безвозмездно.
В ходе одного судебного разбирательства установлено, что работник обратился с иском к организации об обязании последней выдать ему внутренние документы организации, связанные с его трудовой функцией, но относящиеся в целом к деятельности самой организации. Разрешая спор, суд пришел к выводу, что поскольку у работодателя отсутствует обязанность в силу положений ст. 62 ТК РФ выдавать работнику, в частности, локальные акты организации, в отношении которых трудовым законодательством предусмотрена обязанность работодателя только по ознакомлению с ними работников под роспись, кроме того, часть запрашиваемых истцом документов, являясь внутренней документацией работодателя, также не должна представляться работнику (Апелляционное определение Московского городского суда от 06.06.2016 по делу № 33-19109/2016).
Согласно п. 6 ст. 431 НК РФ сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается плательщиками страховых взносов, указанными в подп.1 п. 1 ст. 149 НК РФ, отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
В Постановлении Правительства РСФСР от 05.12.1991 № 35 «О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну» в целях обеспечения деятельности государственной налоговой службы, правоохранительных и контролирующих органов, а также предупреждения злоупотреблений в процессе приватизации Правительство РСФСР установило, что коммерческую тайну предприятия и предпринимателя не могут составлять, в частности, документы об уплате налогов и обязательных платежах.
Таким образом, по письменному заявлению организация должна выдать работнику копии документов, связанных с работой в организации. Перечень документов, которые должны представляться работодателем работнику, является открытым, наряду с этим документы об уплате налогов и обязательных платежей не могут составлять коммерческую тайну организации. Однако информация, содержащаяся в платежных поручениях, не содержит расшифровку данных конкретно по каждому работнику. Поэтому, по нашему мнению, решение о представлении копий платежных поручений работнику остается целиком на усмотрение организации.