Нефтяной комплекс является ключевым доходообразующим сектором в российской экономике и будет оставаться таким еще долгие годы. Главной задачей Правительства Российской Федерации в нефтяном комплексе является обеспечение государственной политики, эффективно и продуктивно влияющей на экономику страны. Для этого в первую очередь необходимо совершенствование всех механизмов налогового контроля, в том числе новой системы налогообложения (НДД).
Две системы
В настоящее время можно выделить две системы налогообложения нефтяного комплекса, которые действуют в мире, – контрактную (например, Египет, Индия, Китай) и концессионную, или лицензионную (например, США, Великобритания, Канада, Норвегия)1. Согласно концессионной модели компании получают исключительное право разработки недр и оплачивают специализированные платежи (бонусы, роялти, налоги на прибыль и рентные налоги). Контрактная модель предусматривает раздел продукции между нефтедобывающей компанией и государством, которое является собственником природных ресурсов2. Нельзя сказать, что какая-либо из представленных моделей идеальна. В связи с этим большинство стран использует смешанный тип моделей. Российская Федерация относится сразу к двум моделям налогообложения. Доминирующей моделью является концессионная, в ряде случаев встречается контрактная модель.
Однако независимо от модели любая система налогообложения нефтяной отрасли значительно отличается от общих принципов взимания налогов и сборов в других секторах экономики. Согласно Налоговому кодексу Российской Федерации нефтяные компании должны выплачивать налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), налог на имущество, экспортные пошлины и налог на прибыль. Существенную часть поступлений в государственный бюджет составляют выплаты НДПИ и экспортные пошлины.
Система налогообложения добычи нефти и газа за последние два года претерпела серьезные изменения в виде перехода от плоской, унифицированной ставки налога на добычу полезных ископаемых к сложной формуле. В связи с этим среди экспертов, научного сообщества, представителей бизнеса и нефтяных компаний ведутся дискуссии о совершенствовании действующего налогового режима в нефтегазовой отрасли. С одной стороны, выбранный Правительством Российской Федерации курс на снижение налоговой нагрузки для нефтяных компаний постепенно реализуется, с другой стороны, последние реформы (2014–2017 гг.) по изменению системы налогообложения противоречат данному направлению.
Нововведения в системе налогообложения
На сегодняшний день существующая система налогообложения нефтяного комплекса исчерпала себя и требует внесения существенных государственных корректировок. Это обусловлено3:
–исчерпывающим потенциалом роста добычи нефти при действующей системе налогообложения;
–увеличением затрат на разработку новых месторождений нефти в условиях развития технологий и рынка сервисных услуг. Важной проблемой остается отсутствие собственной технологии разработки, освоения, бурения и переработки нефти. Приобретается и используется исключительно иностранная технология4;
–существующими проблемами поступления природной ренты в государственный бюджет;
–усложнением процесса администрирования льгот в нефтяной отрасли;
–уменьшением доходов, поступающих в государственный бюджет за счет роста объема льготной добычи нефти.
Начиная с 2014 года Правительством Российской Федерации был осуществлен налоговый маневр, согласно которому вступили в силу изменения, предусматривающие сокращение вывозных таможенных пошлин на нефть в 1,7 раза, на нефтепродукты – от 1,7 до 5 раз. Одновременно были увеличены ставки НДПИ на нефть в 1,7 раза и на газовый конденсат в 6,5 раза5. Данные новации были закреплены с принятием Федерального закона от 24.11.2014 № 366-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В рамках налогового маневра предусмотрено одновременное поэтапное сокращение ставок акциза на нефтепродукты (в 2,2 раза за 3 года). Предоставлены налоговые вычеты из сумм акциза при получении (приобретении в собственность) отдельных нефтепродуктов (бензина и ароматических углеводородов для нужд нефтехимических производств, авиационного керосина для заправки воздушных судов) потребителями на внутреннем рынке, имеющими свидетельства на операции с соответствующими нефтепродуктами. Были введены три новых коэффициента при расчете НДПИ, что усиливает его дифференциацию для нефти.
Внесение этих изменений было направлено на увеличение конкурентоспособности на мировом рынке. Однако российские нефтяные компании выступили против повышения НДПИ на нефть, обосновывая это тем, что им придется заморозить ряд новых проектов, требующих капиталовложений.
Начиная с 2017 года в целях совершенствования системы налогообложения нефтяного комплекса, а также стимулирования разработки новых месторождений природных ресурсов и рационального недропользования введена новая система налогообложения (НДД)6. Необходимость совершенствования налоговой системы вызвана тенденцией снижения цен на нефть при существенном росте показателей ее добычи.
Новая система предполагает введение налогообложения дополнительного дохода от налога, а также снижение суммарной величины НДПИ на нефть и таможенную пошлину на нефть, которые зависят от валовых показателей. Изменения планируется апробировать в рамках пилотных проектов, включающих как новые, так и уже разработанные месторождения добычи нефти.
Попытки введения в Российской Федерации налогообложения прибыли от добычи нефти предпринимались в 1992 году7. В соответствии с действующим на тот момент Законом «О недрах» был предусмотрен акцизный сбор, который основывался на экономических показателях добычи отдельных видов минерального сырья, которые добывались из месторождений с относительно лучшими горно-геологическими и экономико-географическими характеристиками при получении пользователем недр сверхнормативной прибыли, содержащейся в цене продукции. В дальнейшем формулировка была исправлена, акцизный сбор был переименован в акциз на отдельные виды минерального сырья, а понятие «сверхнормативная прибыль» было исключено из закона. Дальнейшие попытки введения данного налога были осуществлены при разработке Налогового кодекса Российской Федерации в 2000 году, однако не были реализованы.
Налоговую базу НДД предлагается определять как расчетные доходы от добычи углеводородного сырья за вычетом эксплуатационных и капитальных расходов по разработке месторождений. Налоговая ставка установлена в размере 50%. Новый налог позволяет уменьшить базу налога на прибыль нефтяных компаний, в остальном сохраняется действующий порядок исчисления налога на прибыль организаций.
С целью увеличить государственный бюджет от доходов, поступающих от нефтяного комплекса, а также чтобы компании не смогли завысить свои затраты, вычитаемые расходы для зрелых месторождений ограничиваются величиной 9520 рублей на тонну добытого углеводородного сырья, индексируемой с учетом инфляции.
Оценка воздействия налоговых нововведений
Введение НДД может способствовать сглаживанию существующих недостатков системы налогообложения нефтяного комплекса. Однако на данном этапе НДД требует существенной доработки. В частности, новая система налогообложения может эффективно применяться только по отношению к новым нефтяным месторождениям. По сравнению с НДПИ введенный НДД является более сложным с точки зрения налогового администрирования, что может способствовать осуществлению мошеннических схем или сговоров нефтяных компаний в целях снижения налоговой нагрузки.
Так, основные направления налоговой политики на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов задают ориентиры для нефтяного комплекса только на трехлетний период. Очевидно, этого недостаточно для отрасли, в которой цикл работ составляет от 5 до более 20 лет8.
При введении нового налога не учтены важные параметры, например, не определены условия компенсации отмены таможенных пошлин для нефтеперерабатывающих заводов, в какой степени будет масштабироваться НДД, сохранятся ли льготы по НДПИ и таможенной пошлине. Для решения поставленных вопросов необходима разработка дорожной карты реформирования налогообложения нефтяного комплекса. Для подготовки результативного проекта дорожной карты следует привлечь к участию всех заинтересованных сторон, в том числе государственные органы, нефтяные компании, экспертное и научное сообщество.
Основной целью государственного регулирования нефтяного комплекса является изъятие природной ренты в бюджет страны без нанесения ущерба финансовой и экономической устойчивости предприятиям, работающим в данной отрасли. Однако изменения, которые произошли в настоящее время в налоговой системе, могут негативно сказаться на работе нефтяных компаний, что требует незамедлительной организации их проработки и последующей апробации в рамках пилотных проектов.
Нужен комплексный подход
Ежегодно в Налоговый кодекс Российской Федерации вносятся изменения по вопросам налогообложения нефтяных компаний. Однако данные изменения не соответствуют современным тенденциям развития нефтяного комплекса. Налоговые льготы носят индивидуальный характер и направлены на нефтяные компании, работающие в определенных районах страны. Совершенствованию процесса предоставления налоговых льгот может способствовать создание единой системы учета и мониторинга затрат в нефтегазовом комплексе. Государство, обладая точной информацией об уровнях издержек, может предоставить точные адресные льготы.
Помимо введения изменений в налоговую систему, со стороны государства необходимо поддерживать инициативы по разработке и внедрению российских технологий освоения, бурения, добычи и переработки нефти. Также одной из проблем в нефтяном комплексе можно отметить отсутствие реальной конкуренции, присутствие монополии практически во всех видах деятельности отрасли, начиная от бурения скважин и заканчивая переработкой нефти. Целесообразна организация государственной поддержки малых и средних нефтяных предприятий. Выходом из сложившейся ситуации может стать изменение подхода нефтегазовых компаний к осуществлению нерисковых операций. Например, к таким операциям можно отнести слияния и поглощения, купля-продажа активов в направление освоения новых месторождений с большим количеством рисков и затрат, в том числе на разработку и покупку инновационных технологий9.
Требуется совершенствование лицензионной деятельности. Государственные нефтяные компании-монополисты получают права пользования участками недр без проведения конкурсов и аукционов, что также способствует отсутствию конкуренции на нефтяном рынке.
Система лицензирования в нефтегазовом комплексе представляет собой сложную взаимосвязанную структуру, за которую отвечает большое количество государственных органов. Отсутствие единого контрольного органа по вопросам предоставления лицензий на пользование участками недр создает определенную сложность при осуществлении контрольных мероприятий за качеством выполняемых требований. Необходимо создание определенных условий, при которых для малых и средних нефтяных компаний будут упрощены требования по получению лицензии на пользование участками недр.
Важной задачей для государственных органов остается создание стимулов для разработки и освоения новых месторождений природных ресурсов нефтяными компаниями. Новые разработки сопряжены высокими капитальными и операционными затратами, применением дорогостоящих технологий и созданием новой инфраструктуры, что является главным препятствием по осуществлению таких работ. В связи с этим государство должно стимулировать нефтяные компании к финансированию и развитию научно-технических, поисковых и исследовательских работ, что будет способствовать разработке новых современных технологий.
Таким образом, для устойчивого развития нефтяного комплекса Российской Федерации необходим комплексный подход по совершенствованию всей государственной политики в данной отрасли, где налоговая система является всего лишь одним из компонентов. Все это будет содействовать благотворной работе нефтяного комплекса, а также созданию эффективной государственной контрольной системы.
1Львова О.А. Баланс интересов государства и бизнеса в современных системах налогообложения нефтяного сектора // Государственное управление. Электронный вестник. Выпуск № 50. Июнь 2015 – Электронный ресурс: http: // e-journal.spa.msu.ru/uploads/vestnik/2015/vipusk__50._ijun_2015_g./50_2015.pdf.
2Бобылева А.З., Жаворонкова Е.Н., Львова О.А. Оценка моделей налогообложения нефтяного сектора в России и за рубежом // Вестник Московского университета, Сер. 6. Экономика. 2015 № 5 – Электронный ресурс: http://www.econ.msu.ru/sys/raw.php?o=26975&p=attachment.
3Ежов С., Рубцов А. Развилки налоговой реформы // Oil & Gas Journal Russia, Апрель 2016 – Электронный ресурс: http://ogjrussia.com/uploads/images/Articles/April%202016/22-25.pdf.
4Панчева В.С. Совершенствование налогообложения добычи нефти и газа в России // Диссертация на соискание степени кандидата экономических наук, Москва, 2015.
5Налогообложение нефтяной отрасли – Электронный ресурс: http://www.banki.ru/wikibank/nalogooblojenie_neftyanoy_otrasli/.
6Основные направления налоговой политики на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов // Информация официального сайта Министерства финансов Российской Федерации – Электронный ресурс: http://minfin.ru/ru/document/?id_4=116206&area_id=4&page_id=2104&amp....
7 Ежов С., Рубцов А. Развилки налоговой реформы // Oil & Gas Journal Russia, Апрель 2016 – Электронный ресурс: http://ogjrussia.com/uploads/images/Articles/April%202016/22-25.pdf.
8Выгон Г., Ежов С. Налоговый оптимум еще не найден // Нефтегазовая вертикаль. Национальный отраслевой журнал – Электронный ресурс: http://www.ngv.ru/magazines/article/nalogovyy-optimum-eshche-ne-nayden/?sphrase_id=6480132.
9Панчева В.С. Совершенствование налогообложения добычи нефти и газа в России // Диссертация на соискание степени кандидата экономических наук, Москва, 2015.