Зачастую работники компаний используют современные мессенджеры (мобильные приложения – WhatsApp, Viber, Telegram и др.) для решения организационных вопросов, обмена данными и информацией, а также для выполнения непосредственно трудовых обязанностей. Постараемся разобраться, в каких случаях электронная переписка в мобильном приложении может получить статус доказательства в трудовых спорах.
Западный опыт. Однако сначала хотелось бы привести западный опыт, в частности ситуацию, которая произошла совсем недавно в Италии. Окружной суд г. Катании в июне 2017 года, рассматривая дело об увольнении работницы, которой было направлено уведомление о прекращении трудового договора в виде электронного сообщения в WhatsApp, признал подобное уведомление в качестве допустимого доказательства. Разрешая дело по существу, судья Mario Fiorentino отметил, что уведомление о прекращении трудового договора, направленное в электронном сообщении через WhatsApp, является допустимым, так как воля работодателя была сообщена в письменной форме и недвусмысленно, соответственно, процедура уведомления об увольнении соблюдена, а само увольнение является законным1.
Несмотря на доказательственную силу электронной переписки в мобильных приложениях в западных правопорядках, российские суды готовы рассматривать электронную переписку посредством мобильных приложений (мессенджеров) в качестве доказательства с определенными оговорками или, как правило, оценивать электронную переписку критически, ссылаясь на ст. 59–60 ГПК РФ и ст. 71 ГПК РФ.
Исходя из анализа правоприменительной практики по трудовым спорам, представляется возможным рассмотреть несколько наиболее интересных дел.
Победу в трудовом споре может обеспечить заверенная в нотариальной форме электронная переписка в мобильном приложении. Согласно ст. 102 и 103 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате (утв. ВС РФ 11.02.1993 № 4462-1) нотариус в присутствии сторон и заинтересованных лиц осуществляет фиксацию информации, содержащейся в электронной переписке в мобильном приложении. Для работников и работодателей подобное доказательство, выраженное в форме нотариального протокола осмотра, может стать решающим в суде. Как правило, работники в качестве обоснования своей позиции в делах об установлении факта наличия трудовых отношений ссылаются на распечатки переписок с физическими лицами в мобильных приложениях Viber, WhatsApp и Telegram (по статистике большое количество трудовых споров, в которых работники ссылаются на электронную переписку в Viber, WhatsApp и Telegram, связаны именно с фактом установления трудовых отношений). Суды, в случае если электронная переписка в мобильном приложении нотариально не заверена, не придают доказательственное значение такой переписке, так как электронная переписка в мобильном приложении не отвечает признакам достоверности, относимости и достаточности, а также электронная переписка не оформлена надлежащим образом, и из распечаток электронной переписки мобильного приложения невозможно установить отправителя и источник информации (Апелляционное определение Московского областного суда по делу № 33-3357/2017 от 01.02.2017, Решение Советского районного суда г. Тулы по делу № 2-505/2016 от 26.04.2016).
Кадровые документы, полученные от работника (направленные работнику) в мобильном приложении, не являются доказательством, если ТК РФ для таких документов устанавливает письменную форму. В качестве иллюстрации данного тезиса можно привести Решение Ангарского городского суда Иркутской области по делу № 2-1393/2017 от 25.04.2017, в котором суд указал, что в силу императивного запрета, установленного ст. 84.1 ТК РФ, направление работодателем уведомления о необходимости явиться за трудовой книжкой посредством приложения Viber, установленного в телефоне работника, не является надлежащим извещением, поскольку ни законом, ни локальными актами работодателя такой способ извещения не предусмотрен. Кроме того, в пользу традиционной письменной формы общения с работником свидетельствует и Решение Стрежевского городского суда Томской области по делу № 2-870/2016 от 15.12.2016. В названном деле работник направил заявление об увольнении посредством WhatsApp, а работодатель, не долго думая, издал приказ об увольнении по п. 3 ч. 1 ст. 77 ТК РФ. Впоследствии работник обратился в суд с требованием о восстановлении на работе, ведь он не обращался к работодателю с заявлением об увольнении и с приказом об увольнении ознакомлен не был. Разрешая спор, суд в своем решении отметил, что копия приказа об увольнении, полученная посредством электронной коммуникации через приложение WhatsApp и изготовленная электрографическим способом, не может служить доказательством обращения работника к работодателю с заявлением об увольнении по собственному желанию, а также не может быть доказательством добровольного волеизъявления на увольнение по п. 3 ч. 1 ст. 77 ТК РФ.
Таким образом, несмотря на рактичность и легкость использования электронной переписки в мобильных приложениях (Viber, WhatsApp и Telegram и др.), сторонам трудовых правоотношений необходимо помнить о доказательственной силе такой переписки в суде и заранее озаботиться сбором доказательств, ориентируясь на практику российских судов.
1Lavoro: ora è possibile licenziare tramite WhatsApp, lo stabilisce il tribunale// QuiFinanza [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://quifinanza.it/lavoro/lavoro-ora-e-possibile-licenziare-tramite-whatsapp-lo-stabilisce-il-trib... (дата обращения 20.07.2017).