Доля расходов на страхование составляет почти четверть от общей стоимости владения автомобилем — от 19 до 26% в зависимости от конкретной марки и прочих параметров автомобиля, а также региона его использования. Данный показатель немного снизился по сравнению с аналогичным прошлогодним показателем в 21—27%. Об этом сообщается в подготовленном компанией PricewaterhouseCoopers (PwC) исследовании о стоимости владения автомобилем в России.
В среднем доля расходов на страхование автомобиля снизилась с 23 до 21%, говорится в исследовании, для результатов которого была проанализирована стоимость владения легковыми автомобилями разных классов в крупных городах страны по состоянию на начало 2017 г.
По результатам 2016 г. как по ОСАГО, так и по каско было заключено меньше договоров по сравнению с 2015 г. При этом в денежном выражении на рынке ОСАГО наблюдается рост. Падение продаж на рынке автокаско объясняется тем, что реализация новых автомобилей упала и многие владельцы предпочли не оформлять полис, если автомобилю больше года. Повышение лимита по ОСАГО также негативно отразилось на рынке автокаско.
Поскольку чем дороже автомобиль, тем дороже его страхование, то самые большие страховые расходы пришлись на автомобили класса Е (бизнес) и полноразмерные внедорожники, говорится в исследовании. Другими факторами, оказывающими влияние на стоимость страхования, отмечает PwC, являются стоимость запчастей и ремонтных работ, коэффициент угоняемости, эксклюзивность автомобиля и пр.
Помимо покупки полисов страхования, расходы на владение автомобилем включают следующие пункты.
Потеря стоимости. Это самая существенная статья стоимости владения для всех классов автомобилей, от 31% от общей стоимости для автомобилей класса В до 47% для класса Е.
Выплаты по кредитам. Ставка по автокредитам продолжает снижаться на протяжении двух лет. В среднем для всех анализируемых классов ставка по трехлетнему кредиту (при условии 50% первоначального взноса) в начале 2016 г. составляла 16,1 и 19—23% в 2015 г. По состоянию на начало 2017 г. показатель снизился до 14,4%.
Траты на топливо. С января 2017 г. акцизы на бензин пятого экономического класса поднялись примерно на 4%. Еще более значительный рост наблюдается у акциза на дизельное топливо: здесь тариф возрос на 28,5%. Расходы на топливо в общей стоимости владения автомобилем различаются для рассматриваемых классов: чем дороже автомобиль, тем незначительнее для него затраты на топливо. Для автомобилей классов B (компактный) и C (гольф) данные расходы составляют порядка 23—24% от стоимости владения, в остальных классах — 6—15%.
Налоги и сборы. Их доля составляет от 1,4—1,6% для автомобилей классов В и С до 5% для внедорожников стоимостью свыше 3 млн руб. В 2016 г. был расширен список автомобилей, на которые будет распространяться повышенный транспортный налог. По сравнению с предыдущим годом количество автомобилей, попадающих под налог на роскошь, было увеличено с 425 до 708 моделей. Большая часть расширенного списка включает автомобили стоимостью от 5 млн до 10 млн руб.
Прочие расходы. В этот пункт включены такие затраты, как покупка зимних шин, стоимость замены шин два раза в год, мойка два раза в месяц и т.п. Стоимость этих услуг повысилась по сравнению с предыдущим периодом, однако ввиду небольшой доли в общей стоимости владения они не оказывают значительного влияния на изменение стоимости владения автомобилем.
Расходы на парковку (для Москвы). В конце 2016 г. в столице возросла стоимость как почасовой парковки, так и годовых и месячных абонементов. В дальнейшем ожидается новое повышение тарифов, поскольку планируется достижение 15% свободных мест на парковках. При регулярном пользовании платной парковкой доля данных расходов в стоимости владения становится значительной и тем выше, чем ниже стоимость автомобиля, отмечают эксперты PwC.
В целом стоимость владения автомобилем по состоянию на начало 2017 г. выросла в сравнении с предыдущим годом, отмечается в исследовании. Самый значительный рост показали автомобили класса E и внедорожники стоимостью свыше 3 млн руб., в то время как стоимость владения автомобилями классов B и C осталась примерно на том же уровне.
«Дальнейшее изменение городской среды, неопределенность экономической ситуации и изменение потребительских предпочтений в будущем могут значительно уменьшить ценность автомобиля как актива и способствовать увеличению сегмента альтернативных видов транспорта, которые продолжают активно развиваться на рынке», — прокомментировал результаты исследования партнер компании, руководитель отдела по сопровождению сделок Олег Малышев.