В Раменском районе Подмосковья запущен первый в стране комплекс по доработке семян овощных культур, мощностью 500 тонн в год. Пять таких производств могут полностью обеспечить российские хозяйства отечественным посевным материалом, который пока на 80% заграничный.
Еще 10—12 лет назад наши семеноводческие хозяйства производили 4000—5000 тонн семян овощных культур. Теперь производство сократилось до 1000. Независимость от иностранного посевного материала прежде обеспечивала продуманная система производства. В селекционных центрах создавали новые сорта, гибриды растений. В подчинении у них были семеноводческие предприятия, которые размножали семена. Подготовленный ими материал высевали совхозы и колхозы.
«Сейчас эта система фактически ликвидирована, — говорит доктор экономических наук, директор Центра агропродовольственной политики РАНХиГС Наталья Шагайда. — Особенно лакомыми оказались земли селекционеров, расположенные вблизи больших городов. Терялись участки, на которых шла селекционная работа».
В 2016 г. правительство приняло решение к 2020 г. построить 148 селекционно-семеноводческих центров. Были выделены деньги. Однако до сих пор окончательно не ясно, насколько эта затея реальна и будет ли эффективно работать. Пока не хватает кадров и финансирования.
Для создания нужных центров недостаточно лабораторий и полей — нужны специалисты. Но селекционеров, способных создавать конкурентные сорта и гибриды, в России крайне мало.
Заместитель председателя совета директоров Ассоциации независимых российских семенных компаний Николай Клименко уверен: «Для начала выращивать нужно семена тех культур, для которых у нас есть лучшие природно-климатические условия и при выращивании которых мы сможем добиться конкурентного качества и конкурентной цены. Например, Астрахань — для томата, Волгоград — для бахчевых, Дагестан — для капусты. Здесь можно и нужно выращивать посевной материал не только для внутреннего потребления, но и для мирового рынка. Это путь, по которому за последние годы в мировой рынок семян вошел целый ряд стран: Китай, ЮАР, Южная Корея. Сейчас на этом пути Вьетнам».
Обычно финансовая схема развития семеноводческой отрасли на основе частно-государственного партнерства примерно такова: прямая компенсация до 50—60% затрат на селекцию, 30—70-процентное субсидирование инвестиций на развитие материальной базы, особенно на строительство, а также реализацию научных программ частных компаний в государственных университетах за бюджетные средства. В России пока запланировано возмещение лишь 20% прямых понесенных затрат на создание системы.