Президент Владимир Путин заявил чиновникам, что российские порты перейдут на ценообразование в рублях с начала 2018 г. Так глава государства решил задачу, с которой не один год не могли справиться глава Федеральной антимонопольной службы РФ (ФАС России) Игорь Артемьев и руководитель «Роснефти» Игорь Сечин.
Дело было в Калининградской области, где прошло совещание о транспортной инфраструктуре. Там И. Артемьев, как сообщает Reuters, пожаловался на государственную группу НМТП, которая, по его словам, не перевела тарифы в рубли, несмотря на то, что все решения на политическом уровне приняты.
«Надо… принять решение, но там частный акционер крутит (как) хвост собакой», — цитирует Reuters И. Артемьева. Под этим частником, может быть, И. Артемьев подразумевал Зиявудина Магомедова, чья группа «Сумма» владеет частью НМТП. ФАС этой весной пыталась перевести портовые тарифы в рубли, но проиграла в суде НМТП, которая оспорила предписание службы.
Тарифы действительно в рублях выросли по понятным причинам. В том числе потому, что власти отменили регулирование тарифов перевалки грузов в портах в 2013—2014 гг. А сделано это было в том числе по инициативе ФАС.
У сожалеющего теперь о нехорошей инициативе прошлых лет И. Артемьева появился с 2015 г. союзник в борьбе за восстановление контроля за ценообразованием в портах — Игорь Сечин. Когда рубль пал, он стал возмущаться тем, что компания оплачивает услуги естественных монополий в валюте. Вскоре В. Путин первый раз потребовал отходить от практики использования долларов в портах для внутренних расчетов.
И вот в августе 2017 г. президент принял решение, которое вряд ли можно оспорить в суде.
В. Путин сказал: «Это еще один шаг к укреплению национальной валюты». Но есть более понятные цели. Во-первых, сырьевики нынче в непростой ситуации. Им приходится продавать продукцию за доллары, а платить за работы — рублями, и прибылей не хватает на поддержание и дальнейшее развитие достойного бизнеса. Если заключать по возможности долгосрочные договоры на перевалку в рублях, можно сэкономить. Во-вторых, российские порты не могут конкурировать с иностранными, и ряд отечественных экспортеров, не говоря уже о чужих, норовят возить грузы по железным дорогам до заграничных заводей и выигрывают на этом.
«Когда выгоднее тащить (грузы) за рубеж, ну что им (владельцам) сказать — они будут за рубеж тащить, — цитирует ТАСС главу государства. — Об этом говорилось уже много раз, но далеко не все еще сделано в этом направлении».
Теперь президенту доказали, видимо, что перевод на оплату в рублях будет равнозначен снижению тарифов. Но есть подозрение, что в любой валюте можно брать больше или меньше. Так что задумка И. Артемьева о реставрации госрегулирования ценами в портах может стать очередной темой для совещания в каком-нибудь приморском поселке в ближайшее время — главное, чтобы выступил президент.
Пока же чиновники подхватывают новые веяния, чтобы быстро набрасывать сценарии благостного развития отечественной экономики после применения довольно простых инструментов типа приказов переходить на рубли в расчетах. К примеру, глава Минэкономразвития Максим Орешкин среагировал мгновенно: «В целом мы в ЦБ недавно очень подробно обсуждали. Идет большой тренд на дедолларизацию российской экономики. ЦБ сделал несколько очень важных шагов, чтобы меньше валютных кредитов выдавалось». По его словам, тенденцию увеличения роли рубля надо поддерживать, в частности, отходя от валютных кредитов. «Потому что валютные риски, мы видим, к чему могут приводить», — сказал М. Орешкин.
Вообще-то кредитная тема плохо монтируется с портовой. Хотя есть, конечно, общие слова: «доллар» и «рубль».
«Россия сейчас находится в условиях плавающего курса, санкции ужесточаются, и это может давать волатильность курсу. Я бы сказала так, что идея сокращать валютные заимствования — в части кредитной зависимости от валюты — это совершенно правильная идея, потому что, конечно, просчитать, захеджировать валютные риски сейчас очень сложно. Но все-таки говорить о дедолларизации в масштабе всей экономики пока еще рано, это очень длительный процесс», — приводит РИА «Новости» мнение главного экономиста Альфа-банка Наталии Орловой.
Между тем мало что известно о валютных заимствованиях портов за рубежом, больше — о внешних долгах российских компаний с госучастием, общий долг которых вырос за несколько лет, по некоторым оценкам, в 14 раз.