В целях расширения практики применения реабилитационных процедур в делах о банкротстве в отношении юридических лиц был разработан законопроект, предусматривающий возможность подачи должником или кредитором заявления о введении процедуры реструктуризации долгов. Указанный законопроект 24 июля 2017 года был одобрен Комиссией по законопроектной деятельности Правительства РФ.
Неэффективность реабилитационных процедур
На сегодняшний день банкротство в РФ ассоциируется исключительно с ликвидацией, а предусмотренные действующим законодательством реабилитационные (восстановительные) процедуры в банкротстве попросту неэффективны.
Низкая эффективность реабилитационных процедур обусловлена отсутствием в Федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве) механизмов, которые бы стимулировали должника на ранней стадии инициировать дело о банкротстве в целях применения реабилитационных процедур.
Довольно часто встречаются ситуации, когда финансовые показатели предприятия свидетельствуют о наличии признаков банкротства и неспособности предприятия восстановить платежеспособность в краткосрочном периоде, но в то же время у предприятия достаточно потенциала для восстановления своей платежеспособности в среднесрочном периоде. В рамках действующих положений Закона о банкротстве в ситуации, когда банкротство для должника направлено на восстановление его финансового состояния, прохождение предусмотренных на сегодняшний день Законом о банкротстве процедур не всегда приводит к указанной цели.
Напомним, что в нынешней редакции Закона о банкротстве в отношении должника применяются такие процедуры, как наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление и конкурсное производство.
Оценка юриста
Первоначальная процедура, применяемая в деле о банкротстве, – наблюдение, по нашему мнению, обоснованно признана полностью неэффективной, излишне затратной, ведущей к затягиванию банкротных процессов.
Сегодня банкротство для должников сопровождается существенными временными затратами, дополнительными расходами, накоплением текущих обязательств, что впоследствии приводит к ситуации, когда восстановить платежеспособность уже не представляется возможным, и происходит ликвидация.
Создание благоприятных условий
В целях повышения эффективности проведения процедур банкротства, соблюдения баланса интересов должника и кредиторов, в том числе сокращения сроков, издержек, установления баланса применения к должникам реабилитационных и ликвидационных процедур, государство постепенно реализует план мероприятий по совершенствованию процедур несостоятельности (банкротства). К таким мероприятиям относится и создание благоприятных условий для восстановления платежеспособности должников.
Предприниматели, испытывающие сегодня определенные трудности по исполнению обязательств, в случае принятия законопроекта получат возможность погашения обязательств на определенных согласованных условиях в соответствии с планом реструктуризации, максимальный срок реализации которого составит не более четырех лет.
Законопроект позволит должнику, преследующему цель восстановления финансового состояния, минимизировать расходы, а главное, «остаться на плаву» и погасить в течение установленного срока имеющиеся задолженности.
Сама идея такого улучшения Закона о банкротстве, конечно же, указывает на стремление соблюсти интересы как самого должника, так и его кредиторов. Однако предлагаемое в законопроекте исполнение данной идеи, на наш взгляд, не выглядит таким радужным. В конечном счете все сведется к условиям плана реструктуризации, и чем более полно и качественно в нем будут отражены условия, тем комфортнее будет компании-должнику осуществлять свою обычную деятельность с прицелом на восстановление платежеспособности. В противном случае план реструктуризации будет выглядеть очередным отягчающим обстоятельством, которое может помешать достижению намеченной цели.
С даты утверждения плана реструктуризации отношения кредиторов и должника будут регулироваться исключительно в соответствии с этим самым планом. Условия действующих договоров будут действовать только в части, не противоречащей плану. Уступки, зачеты иные сделки не допускаются, за исключением случаев, когда это предусмотрено планом реструктуризации. Другими словами, «разгуляться» не получится.
Позиция об управлении компанией-банкротом
Интересной выглядит предлагаемая законопроектом позиция об управлении компанией-банкротом в процедуре реструктуризации. Вот несколько рекомендуемых вариантов управления должником:
–сохранение действующего состава органов управления должника;
–возложение полномочий по управлению на антикризисного управляющего;
–переход полномочий по управлению к собранию кредиторов;
–образование двух исполнительных органов, один из которых назначается учредителями, а другой – собранием кредиторов.
Такое обилие вариантов может привести (и будет приводить!) к возникновению разногласий не только на стадии, когда план уже утвержден, но и на стадии, когда условия плана реструктуризации еще только обсуждаются должником и кредиторами, что будет способствовать затягиванию процедуры банкротства.
Лишь бы исполнение не подкачало
Отметим, что на данный момент процедура реструктуризации долгов применяется в делах о банкротстве физических лиц, но она не популярна. Реструктуризация могла бы иметь обратный эффект, если бы ее процедура предлагала больше очевидных плюсов для гражданина-должника, а не только возможность сохранить имущество и избежать негативных последствий признания банкротом.
Будет ли популярна и на самом деле эффективна процедура реструктуризации долгов для юридических лиц, покажет только время. Однако уже сейчас направление законодательной деятельности, движущееся в сторону создания законных антикризисных механизмов для предпринимателей, в современных условиях не может не радовать, главное, чтобы исполнение не подкачало.