В интервью одному из изданий директор Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России А. Сазанов рассказал о том, сколько бюджет может получить от вывода экономики из тени и что Министерство финансов делает для этого.
Несмотря на принятое решение не менять систему налогообложения до 2019 года, Минфин не остановил работу по ее донастройке, которая уже позволила увеличить поступления в бюджет. Прежде всего ведомство ищет способы вывести из тени нелегальные секторы экономики. Как отметил чиновник, дальнейшее обеление только бензинового и табачного рынков позволит бюджету получать дополнительно до 65 млрд руб. акцизных платежей в год.
В Минфине также считают, что алкогольный рынок, теневая часть которого составляет до 30%, имеет колоссальный потенциал для увеличения поступлений.
Директор департамента сообщил, что после получения в свое ведение Росалкогольрегулирования Минфин активно занимается обелением рынка алкоголя и повышением акцизных сборов. И по его словам, уже удалось добиться некоторых результатов. Так, собираемость акцизов на алкогольную продукцию в 2016 году по сравнению с 2015-м увеличилась на 27%, а за первые четыре месяца 2017 года – еще на 36% к уровню 2016-го. Основная причина – повсеместное внедрение ЕГАИС. Раньше система существовала только на этапах производства и опта, а с этого года ЕГАИС была введена и на этапе розничной продажи, что позволило проследить движение алкогольной продукции на всех этапах. Результаты внедрения цифровых технологий налицо: 36% – это феноменальный рост поступлений по акцизам.
По различным оценкам, легальный рынок алкоголя, особенно крепкой алкогольной продукции, составляет 70–80%. В серой зоне находятся оставшиеся 20–30%, которые необходимо вовлекать в белый оборот. Но на этом ведомство не намерено останавливаться. Минфин планирует внести определенные изменения в Налоговый кодекс РФ, которые коснутся порядка обложения акцизами производителей парфюмерно-косметической продукции и бытовой химии. При этом чиновник заверил, что для добросовестных производителей порядок обложения акцизами этилового спирта, который они закупают, не изменится. Он напомнил, что в июле был принят ряд законов по ужесточению уголовной и административной ответственности за незаконную продажу алкогольной продукции и оборот поддельных федеральных специальных марок, что тоже должно дать свои плоды в будущем.
«Прошлый год убедительно показал, что нужны системные меры, а не адресные мероприятия в отдельных субъектах. Мы стремимся повысить заинтересованность всех регионов в обелении рынка розничной продажи алкогольной продукции, главным образом крепкой. Например, с этого года изменен порядок зачисления акцизов в доходы субъектов. Раньше 40% всех поступлений от суммы акциза на крепкую алкогольную продукцию зачислялось в бюджеты субъектов РФ исходя из объемов производства в каждом регионе. С этого года к 40% в регионы дополнительно распределяется еще 10% исходя из объемов розничной реализации. Также в июле этого года были приняты изменения в законодательство, которые расширили полномочия региональных властей по контролю за розничным оборотом алкогольной продукции», – рассказал А. Сазонов.
Сейчас Минфин России готовит изменения в Бюджетный кодекс РФ, чтобы в следующем году уже 30–35% акцизов зачислялось в доходы субъектов исходя из объемов розничной реализации и была прекращена практика распределения сумм акциза в отношении крепкой алкогольной продукции исходя из объемов производства. Таким образом, по словам директора Департамента налоговой и таможенной политики, у субъектов появится экономическая заинтересованность в обелении рынка, увеличении легальной розничной реализации алкогольной продукции, зафиксированной ЕГАИС.