Если в 319 моногородах надежды на достойную жизнь люди связывают с созданием в них по распоряжению федерального правительства территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР), то в более чем 12 000 муниципальных образований всех уровней местные власть, сообщество и бизнес могут отныне рассчитывать на собственные смекалку, умение и упорство. Шанс проявить себя открыл им вступивший в силу Федеральный закон от 26.07.2017 № 179-ФЗ «Об основах приграничного сотрудничества» (далее — Закон № 179-ФЗ).
Согласно Закону № 190-ФЗ органы местного самоуправления в составе приграничных регионов России могут «прорубать окно за кордон» с целью:
-
повышения уровня и качества жизни местного населения;
-
социального и экономического развития территорий;
-
развития и укрепления взаимовыгодных связей с приграничными муниципалитетами сопредельных стран.
Задачами межмуниципального приграничного сотрудничества являются также создание а) обстановки доверия, взаимопонимания и добрососедства на сопредельных территориях и б) условий для сотрудничества с иностранными партнерами по самым разным направлениям.
Добрососедское взаимодействие может охватывать сферы;
-
экономики и энергетики,
-
транспорта и связи,
-
науки и образования,
-
культуры и искусства,
-
спорта и туризма,
-
экологии и природопользования,
-
сельского хозяйства, лесоводства и рыболовства,
-
здравоохранения и социальной области.
Закон позволяет субъектам приграничного сотрудничества и иные направления деятельности в пределах их компетенций.
К субъектам приграничного сотрудничества отнесены муниципальные образования субъектов РФ, одна из границ которых совпадает с межгосударственной линией разделения стран по суше и по воде. Таких регионов в России 49, из них 12 имеют морские границы.
Территориями приграничного сотрудничества определены территории приграничных субъектов РФ и муниципальных образований в них. Таким образом, окна возможностей открываются для всех муниципалитетов в составе приграничного региона, а не только для тех, которые примыкают к государственной границе. Исходя из этого, мы подсчитали, сколько муниципальных образований стали потенциальными участниками международного сотрудничества. Только разделили их на сухопутные и морские. Закон не делает такого деления, зато дает широкие полномочия органам местного самоуправления.
К полномочиям муниципалитетов без внесения изменений в закон о местном самоуправлении (от 06.10.2003 № 131-ФЗ) добавлены:
-
проведение встреч, консультаций и иных мероприятий с представителями государственно-территориальных, административно-территориальных и муниципальных образований сопредельных государств;
-
заключение соглашений о приграничном сотрудничестве с муниципальными образованиями сопредельных государств;
-
создание организаций приграничного сотрудничества и (или) участие в их деятельности, а также в соответствии с международными договорами РФ создание органов приграничного сотрудничества и (или) участие в их деятельности;
-
участие в деятельности международных организаций в рамках органов, созданных специально для этой цели;
-
участие в разработке и реализации проектов международных программ приграничного сотрудничества;
-
иные полномочия в сфере приграничного сотрудничества в соответствии с международными договорами РФ, только что вступившим в силу законом, иными федеральными законами и другими нормативными правовыми актами РФ.
Правда, не факт, что пограничники и таможенники готовы к такому повороту событий, влекущему возможный наплыв жителей всех муниципальных образований 37 сухопутных приграничных регионов. Им привычнее общаться с людьми, живущими у границы. Так, в Забайкальском крае право на упрощенный переход границы имеют жители, в частности, Борзинского, Забайкальского, Краснокаменского районов, но не из центральных и северных муниципий региона, потому что понятие о приграничной территории было размыто в законодательстве. Даже в законе о государственной границе (от 01.04.93 № 4730-1) чаще используется термин «пограничная зона», нежели «приграничная территория». В таких зонах шириной пять километров вдоль сухопутной границы и «до рубежа инженерно-технических сооружений» за пределами такой полосы есть ограничения для хозяйственной и промысловой деятельности, а массовые общественно-политические, культурные и другие мероприятия проводятся по особым правилам. Органы местного самоуправления поселений могут ходатайствовать не включать в пограничную зону отдельные территории населенных пунктов, санаториев, домов отдыха, других оздоровительных учреждений, учреждений и объектов культуры, а также места массового отдыха, активного водопользования, отправления религиозных обрядов и иные места традиционного массового пребывания граждан. А пограничные органы имеют право при возникновении угрозы интересам России на госгранице ограничивать «в пределах приграничной территории» проведение многолюдных мероприятий и производство различных работ и уведомлять об этом органы местного самоуправления. Исключение — работы оборонного значения и мероприятия, связанные со стихийными бедствиями или особо опасными инфекционными болезнями.
С установлением по новому закону понятия «территория приграничного сотрудничества» наш подсчет муниципальных образований, получивших доступ к международной деятельности, не противоречит ни действовавшим, ни новым правовым нормам. А по сему самый северный в Забайкальском крае Каларский район, в 1000 километрах от государственной границы, может «прорубать свои окна» в сопредельные Монголию и Китай и открывать совместный бизнес с иностранными партнерами. Потенциал у этого муниципального образования вдоль Байкало-Амурской железнодорожной магистрали колоссальный. Специалисты считают, что сырьевая база муниципального района может обеспечить создание на месте и в разных регионах страны (!) не менее 80 000 рабочих мест и перевозку 25 млн т грузов в год. Здесь находится одно из крупнейших в мире месторождений меди, разведаны и защищены промышленные запасы титаново-магнетитовых руд, железистых кварцитов, ультракалиевых щелочных сиенитов, каменного угля, глинозема.
При заинтересованности соседних государств вполне возможно создание совместных предприятий и территорий не опережающего роста, а совместного ведения хозяйственной деятельности. К примеру, в рамках сопряжения мегапроекта «Один путь — один пояс» с Евразийским экономическим союзом («ЭЖ», № 22).
Превращение такой перспективы в реальные дела нереально, естественно, без содействия государственной власти, в структуре которой, возможно, появится федеральное ведомство, уполномоченное «на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере приграничного сотрудничества» (ст. 6 Закона № 190-ФЗ). Оно обязано будет предоставлять регионам и муниципалитетам правовую, организационную и методическую поддержку «при осуществлении ими приграничного сотрудничества».
Содействовать муниципальным образованиям в сфере приграничного сотрудничества и координировать их действия должны теперь и органы государственной власти приграничных субъектов РФ (ст. 7 Закона № 190-ФЗ).
Только бы содействие федеральных и региональных органов государственной власти не превратилось, по обыкновению, в регламентацию. Риск такого вмешательства в международную деятельность муниципалитетов заложен в самом законе. Так, согласно ст. 12 Закона № 190-ФЗ органы местного самоуправления «заключают соглашения о приграничном сотрудничестве по согласованию с высшим исполнительным органом государственной власти приграничного субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено соответствующее муниципальное образование, в порядке (!), определяемом данным приграничным субъектом». Кроме того, глава муниципального образования обязан до 15 января каждого года информировать региональную власть об осуществлении международных и внешнеэкономических контактов и, конечно, о результатах таких связей «с субъектами приграничного сотрудничества сопредельных государств».
А пока органы местного самоуправления муниципальных образований, из «сухопутной» нашей таблицы в первую очередь, должны в течение трех месяцев привести свои правовые акты, в том числе уставы, в соответствие с вступившим в силу законом. Полагаем, что за это время муниципалитеты смогут осмыслить открывающиеся возможности и задумаются над созданием перспективного перечня соглашений о приграничном сотрудничестве или хотя бы направят в региональные органы государственной власти свои предложения.
Численность муниципальных образований в приграничных субъектах РФ, одна из границ которых совпадает с государственной границей России по суше
Всего муниципальных образований |
В том числе: |
|||
---|---|---|---|---|
городские округа |
муниципальные районы |
городские поселения |
сельские поселения |
|
10 971 |
179 |
838 |
656 |
9298 |
Численность муниципальных образований в приграничных субъектах РФ, одна из границ которых совпадает с межгосударственной границей по морю
Всего |
В том числе: |
|||
---|---|---|---|---|
муниципальных |
городские |
муниципальные |
городские |
сельские |
образований |
округа |
районы |
поселения |
поселения |
1580 |
55 |
97 |
138 |
1290 |
Примечание. Плюс 121 внутригородское муниципальное образование в городах федерального значения Санкт-Петербурге и Севастополе, чьи границы совпадают с межгосударственной границей по морю. ИСТОЧНИК: «ЭЖ» по данным порталов minicipalrussia.ru, wikipedia.org, bankgorodov.ru, allll.net |