На январь будущего года запланирован запуск масштабного проекта — Международного финансового центра «Астана» (МФЦА). С открытием МФЦА кардинально изменится финансовый ландшафт региона. Это событие выходит далеко за рамки национальной тематики, поскольку затрагивает интересы как ближайших соседей республики, так и других ее экономических партнеров. О том, зачем нужна столь мощная финансовая структура и как она будет функционировать, рассказывает Кайрат Келимбетов, управляющий МФЦА.
«ЭЖ»: Чем вызвана необходимость создания Международного финансового центра «Астана»?
Кайрат Келимбетов: С момента падения цен на нефть у всех появилось настроение делать реформы. В Казахстане был принят План нации «100 конкретных шагов по реализации 5 институциональных реформ». Назову три важнейших цели этих реформ. Первая — это верховенство закона, без чего невозможно привлечение инвестиций. Вторая цель — приватизация, которая будет способствовать созданию благоприятного инвестиционного климата и улучшению корпоративного управления. Третья — совершенствование государственных и квазигосударственных институтов, нацеленое на повышение эффективности государственного управления.
Достижение этих целей возможно в рамках той реформы, которая осуществляется на базе МФЦА.
«ЭЖ»: Что включает в себя понятие «международный финансовый центр»?
К. К.: У нас будет новая биржа, которую мы создаем с иностранными партнерами. Ключевые партнеры — это NASDAQ и Шанхайская биржа. Это одни из самых известных бирж в мире по высокотехнологичным товарам. NASDAQ базируется в Нью-Йорке, но у нее есть сеть по всему миру. Шанхайская биржа вошла в число наших акционеров. Для нас это важно — привлечь инвестиции рынков Азии. Шанхай — это хороший сигнал для всех азиатских игроков. NASDAQ — хороший сигнал для игроков Северной Америки и Европы.
МФЦА будет работать на принципах английского общего права и на принципах английского коммерческого права, как и все международные финансовые центры. Это своего рода сеть, семья международных хабов, которые функционируют на одних и тех же принципах и в Нью-Йорке, и в Лондоне, и в Гонконге, и в Сингапуре, и в Австралии. Мы просто присоединяемся к этой сети.
Напомню, что аналогичная попытка была сделана в Казахстане в 2004 г., но политического решения о создании правового анклава тогда не было. И чтобы его принять сегодня, президент Назарбаев пошел на такой шаг, как изменение Конституции Казахстана.
«ЭЖ»: Зачем потребовались изменения в Конституции, если все будет работать на основе английского права?
К. К.: Во всем мире сейчас идут процессы так называемой четвертой индустриальной революции, возникают новые высокие технологии и новые финансовые технологии. Это меняет весь ландшафт, в том числе и финансового сектора. Мы являемся одной из пилотных зон, где будет происходить определенный прорыв во всех этих направлениях. Для этого создан отдельный финансовый регулятор.
Обычный мегарегулятор страны — Центральный Банк Республики Казахстан — действует на базе традиционного казахстанского законодательства.
МФЦА будет действовать на базе английского общего права. Важнейший фактор успешного функционирования центра — наличие суда и арбитража. Поэтому создаются и суд, и арбитражный центр, которые будут функционировать независимо от судебной системы, обеспечивая доступ к лучшим мировым арбитрам. Многие говорят, что эта часть реформы даже более впечатляющая, чем все предыдущее. Все, что связано с верховенством закона, доступом к справедливому суду, который работает по лучшим международным принципам, — это наиболее важный аспект для инвесторов.
«ЭЖ»: Что вы можете сказать о перспективах МФЦА и его роли в интеграционных процессах?
К. К.: Территория, на которой располагается ЭКСПО и будет функционировать МФЦА, станет новым финансовым районом Астаны: десять минут до международного аэропорта, десять минут до нынешнего центра города, что, несомненно, даст большой толчок для развития.
В перспективе мы получим «три в одном»: МФЦА как финансовый район Астаны, Астана как финансовый центр Казахстана и Астана как финансовый хаб Центральной Азии.
Первый круг — это пять республик Центральной Азии и республики Кавказского региона — Азербайджан, Грузия, Армения. Второй круг — это Евразийский экономический союз. До нас многим ближе, чем до Москвы, к примеру, бизнесу из Новосибирска, Томска, Владивостока, Омска.
Еще один аспект приложения наших усилий — это Экономический пояс Шелкового пути. Казахстан является основной страной, с которой Китай граничит в этом направлении.
Все эти инициативы — они наднациональные и являются проектом, направленным на глубокую интеграцию всего региона.
Евразийская интеграция начиналась с Таможенного союза, сейчас создан экономический союз (ЕАЭС). Для нас доступ на этот рынок наиболее важен. Мы рассчитываем, что к 2025 г. наши страны договорятся о создании единого финансового рынка и регулятора, базирующегося в Астане. Регулятор — это не единый Центральный Банк, а «регулятор регуляторов», который будет определять правила игры для всех остальных национальных регуляторов. Разница в том, что Центральный Банк — это больше монетарная политика, борьба с инфляцией, выпуск национальной валюты. А «регулятор регуляторов» будет отвечать за регулирование банковского, финансового, страхового сообщества. Мы уверены, что к 2025 г. будет накоплена практика, которая позволит создавать новые финансовые сегменты рынка и улучшать старые.
«ЭЖ»: Предусмотрены ли технопарки, связь с университетами?
К. К.: МФЦА станет одним из центров притяжения талантливой молодежи. Поэтому мы собираемся наладить хорошие связи с университетскими городками. Назарбаев Университет разместит у себя специализированные научно-технические центры. Хотим подтянуть зарубежные IT-компании, в которых концентрируются сейчас молодые кадры, для того, чтобы была возможность сотрудничать, решая региональные задачи.
Мы планируем создать и технопарки, и бизнес-инкубаторы, и финансовые акселераторы, и площадки для стартапов. То есть весь периметр пространства. В павильоне «Казахстан» будет функционировать постоянная выставка научно-образовательного характера. Под эгидой ООН создается «Центр зеленых технологий».
Международный Университет Астаны (или Назарбаев Университет) разместит у себя специализированные научно-технические центры.
И все это начнет работать 1 января 2018 г. Все договоры — и с Шанхайской биржей, и с NASDAQ — заключены. Все, о чем я сейчас рассказал, — это все уже сделано. Официальный запуск Международного финансового центра Астаны будет 1 января 2018 г. И суды в двух инстанциях, и арбитражный центр, и регулятор, и биржа — все начнет работать с января будущего года.
«ЭЖ»: Какова роль России в этом проекте?
К. К: Ключевая. Надеемся на активное участие российского бизнеса в деятельности МФЦА.
К сведению
Английское право
Английское право широко используется по всему миру при заключении международных сделок. Система английского права пользуется популярностью в деловых кругах благодаря максимально гибкому регулированию контрактных отношений, предсказуемости судебных решений и объемной судебной практике. Английское право дает свободу при согласовании практически любых условий заключаемых контрактов и предъявляет минимальные требования к форме договора. Основным средством правовой защиты является взыскание убытков. При этом присуждение убытков носит компенсационный, а не штрафной характер, то есть компенсация направлена на то, чтобы вернуть сторону договора в то положение, в котором она была бы, если бы нарушений договорных обязательств не произошло.
Английское право — система, где главным источником права признается судебный прецедент.
Беседовала Динара Нуралиева, Казахстан