Четверть века назад рассыпался колосс СССР. История не оставила образовавшимся на его развалинах новым независимым странам иного пути, как в исторически короткий период попытаться построить эффективную государственность, остановить распад и обнищание, перейти от экономики распределительного типа к рынку и в итоге найти свое особенное место в глобальном мире. Это был путь проб и ошибок. Сейчас уже можно подвести некоторые его итоги.
Для Казахстана, который вовсе не был энтузиастом распада СССР, итоги выглядят успешными. Согласно рейтингу Всемирного банка, в 2016 г. страна стала 43-й экономикой мира по размеру ВВП, пересчитанному по паритету покупательной способности. А по ВВП на душу населения 49-й, опередив все постсоветские страны, включая Россию. К объективным причинам такого успеха можно отнести выгодное географическое положение страны между Европой и Азией и богатые недра. Но важнее, как нам кажется, факторы субъективные. Казахстан — одна из немногих постсоветских стран, которой удалось быстро консолидировать власть, избежать серьезных внутренних и международных конфликтов и сконцентрироваться на модернизации. Причем не вслепую, а на основе долгосрочной стратегии развития, предложенной народу страны президентом.
Три эпохи — три стратегии
В этом году в Казахстане стартовала третья модернизация. Она опирается на достигнутое в ходе первых двух этапов реформ.
Надо отметить, что работа по разработке стратегии реформ началась в Казахстане еще в 1989 г. в бытность его советской республикой. Основные положения были сформулированы в Программе стабилизации экономики и перехода к рынку 1990 г., а в мае 1992 г. Нурсултан Назарбаев изложил свое видение сути и направлений реформ в работе «Стратегия становления и развития Казахстана как суверенного государства». Эти идеи легли в основу программы действий правительства.
Особенностью процесса модернизации в Казахстане стал прямой диалог между властью и народом о путях и целях развития, который реализуется ежегодными посланиями президента к народу и широким их обсуждением в обществе и экспертных кругах.
Первый этап реформ был завершен к 1997 г. Произошло расгосударствление экономики, приватизация, внедрение национальной валюты и насыщение товарами внутреннего рынка при сохранении социальной стабильности. Развитие было неустойчивым, продолжался спад, но 1996—1997 гг. стали для экономики переломными. Наметился небольшой рост ВВП в ценах 1990 г. В страну пошли иностранные инвестиции.
Это позволило Назарбаеву в октябре 1997 г. объявить о начале второго этапа модернизации, содержанием которого должно было стать постепенное преодоление сырьевой направленности экономики, и одновременно сформулировать более долгосрочную «Стратегию-2030». Цель ее — вступление Казахстана в число новых индустриальных стран мира в результате ускоренного развития экономики открытого типа.
Нулевые стали для Казахстана периодом роста и развития, строительства новой столицы и нового облика страны. Он не был беспроблемным. В 2007—2009 гг., после десятилетия быстрого роста, страна ощутила на себе удар мирового финансово-экономического кризиса, который усугубило снижение мировых цен на углеводороды и металлы. Тем не менее к 2012 г. Казахстан стал среднеразвитой страной и вошел в число 50 ведущих экономик мира.
После этого в послании к народу Назарбаев констатировал, что цели «Стратегии-2030» в основном выполнены, и предложил Казахстану перейти к «Стратегии-2050». Ее цель — войти в число 30 наиболее конкурентоспособных стран.
Почему Казахстану нужна третья модернизация?
Это ответ Казахстана на новые вызовы глобального мира. Становится очевидным, что мир меняется, и меняется необратимо. Главным содержанием изменений стали обострение конкуренции на глобальных рынках и рост нестабильности. Уже идет четвертая промышленная революция. Отмирают целые отрасли экономики и создаются новые. Происходит перекройка рынков сбыта, торговых и инвестиционных потоков в условиях долгосрочного снижения цен на энергоресурсы. Мир становится многополярным, соперничество стран-лидеров обостряется.
«Только те народы, — отмечает Назарбаев в своем послании от 31 января 2017 г., — которым удастся опередить будущее и решительно пойти навстречу вызовам, а не стоять и ждать, окажутся победителями».
Сегодня более половины ВВП Казахстана создается за счет сырьевых отраслей. Объем внутреннего рынка относительно невелик, а мощный потенциал роста за счет торговли, приданный экономике созданием Таможенного союза, как считают эксперты, уже исчерпан. Необходимы новые драйверы роста и модель развития, ориентированная на экспорт несырьевых высокотехнологичных товаров.
Первым приоритетом в послании президента «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность» выдвинута ускоренная технологическая модернизация экономики. Она будет реализована как приоритетным созданием новых отраслей с применением цифровых технологий, так и технологическим перевооружением и повышением конкурентоспособности традиционных базовых отраслей — промышленности, аграрного и логистического секторов.
Стратегия третьей модернизации не ограничивается экономикой и социальной сферой. Она включает в себя также реформу политической системы и программу модернизации сознания казахстанцев.
Как отмечает в своей статье депутат Сената Е. Сагиндиков, суть и назначение предложенных реформ еще являются предметом обсуждения в обществе, но есть общее понимание того, что речь идет о поиске новой модели государственного развития страны.
Политика впереди экономики
25 января президент Назарбаев объявил о подготовке конституционной реформы, суть которой в передаче части президентских полномочий парламенту и расширении полномочий правительства. А уже 6 марта парламент на совместном заседании палат принял закон о внесении изменений в Конституцию.
Эта стремительная реформа стала неожиданной для некоторых наблюдателей внутри и вне страны и породила различные толкования. Дело в том, что постсоветском Казахстане сложилась президентская система правления с очень широкими полномочиями главы государства. Еще в 1995 г. сам Назарбаев писал в одной из своих статей, что президентское правление особенно эффективно «в период реформ и перехода к другой общественной системе, а также в странах с большой территорией и в многонациональных государствах». Казахстан переходного периода точно подходит под эти критерии. Лидерство Н. Назарбаева в политической системе страны усиливается благодаря его особому статусу первого президента, дающему возможность баллотироваться на должность неограниченное число раз. С 2010 г. он также носит почетный титул Елбасы («лидер нации»). Действовавшую систему правления смело можно было назвать суперпрезидентской.
После 6 марта Казахстан не стал парламентской республикой, президентская форма правления закреплена Конституцией. Но президент утрачивает право принимать указы, имеющие силу закона, сохранив, однако, право обращаться в Конституционный суд о проверке принимаемых парламентом законов. Полномочия парламента по формированию правительства и местных органов власти и контролю за ними расширяются. Усиливается самостоятельность правительства, судебных органов, прокуратуры и органов местного самоуправления.
Некоторые комментаторы оценили реформу как подготовку к транзиту власти или как стремление Назарбаева разделить с элитами ответственность на результаты реформ. Впрочем, вероятнее всего, речь идет о поиске более эффективной модели управления, отвечающей вызову времени. Как отмечает А. Мигранян из Института экономики РАН, Казахстан совершает переход «от управляемой рыночности к управляемой децентрализации». А по мнению директора информационно-аналитического центра МГУ С. Рекеды, с ростом экономики и среднего класса в Казахстане увеличивается запрос на демократизацию, гибкость административного аппарата и политические изменения. Политика, вероятно, будет играть все возрастающую роль в процессах модернизации.
Новая страна — новый человек
Каким должен быть человек будущего конкурентного цифрового мира, оставаясь при этом казахстанцем? Некоторые ответы на этот вопрос дал Назарбаев в своей программной статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания». Уже из самого ее названия понятно, что Президент Казахстана считает трансформацию общественного сознания важной третьей — наряду с экономическими и политическими изменениями — составляющей модернизации.
Главный посыл статьи таков: чтобы соответствовать реалиям меняющегося мира, надо меняться самим. «Занять место в передовой группе, сохраняя прежнюю модель сознания и мышления, невозможно», — пишет Назарбаев. Надо взять лучшее из того, что несет с собой новое время, не отказываясь при этом от корней национальной культуры.
В статье не говорится об этом прямо, но можно догадываться, что образцом трансформации в современный мир для Назарбаева являются «азиатские тигры», где модернизация осуществлялась на прочной основе традиции, в противовес навязыванию западных моделей, игнорирующих культурные особенности. Универсальных моделей не существует, каждый народ ищет свой путь в будущее. Это не значит, что все национально-особенное становится «священной коровой». Надо взять в традиционной культуре лучшее из того, что способствует движению вперед, и «отказаться от тех элементов прошлого, которые не дают развиваться нации».
Итак, какими качествами должен обладать казахстанец будущего? В первую очередь это конкурентоспособность, прагматизм и культ знаний. Способность и потребность учиться, овладевать технологиями цифрового мира, иностранными языками, навыками создания интеллектуального продукта — вот условия конкурентоспособности в современном мире. Осуществляемые сейчас в стране перевод алфавита на латинскую графику и программа трехъязычия будут способствовать открытости сознания людей, образцом которой для Назарбаева также являются азиатские лидеры — Япония и Китай.
***
Сейчас, через четверть века после обретения независимости, Казахстану, России, как и другим постсоветским странам, брошен новый вызов времени. Удастся ли им войти полноправными членами в создающуюся сейчас высокотехнологическую цифровую и роботизированную цивилизацию, а не остаться на обочине прогресса? Время покажет. Но и сейчас ясно, что стартовые возможности для этого у Казахстана имеются. И главное, на это есть политическая воля и согласие в обществе.