Формирование общего финансового рынка — одна из ключевых задач развития Евразийского экономического союза. Для реализации этой задачи евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) совместно с государствами — членами Союза проводит гармонизацию законодательства всех участников ЕАЭС в сфере финансового рынка, а также разрабатывает проекты соглашений по ключевым направлениям развития финансовых рынков стран Союза. Рассказать о том, как идет эта работа, редакция попросила Тимура Жаксылыкова, члена Коллегии (министра) по экономике и финансовой политике ЕЭК.
«ЭЖ»: Какую работу проводит ваша комиссия по созданию общего финансового рынка ЕАЭС?
Тимур Жаксылыков: Высшим Евразийским экономическим советом в декабре 2016 г. принято решение о разработке правительствами и национальными (центральными) банками совместно с нашей комиссией Концепции формирования общего финансового рынка ЕАЭС.
В Концепции будут определены основные цели, принципы, задачи, этапы и ожидаемые результаты формирования общего финансового рынка ЕАЭС; правовая основа и основные направления его функционирования; порядок информационного взаимодействия и административного сотрудничества регуляторов финансового рынка; задачи и полномочия наднационального органа по регулированию общего финансового рынка ЕАЭС; ключевые мероприятия по реализации Концепции и др.
В настоящее время Комиссией подготовлен рабочий вариант Концепции, который будет обсуждаться представителями финансовых регуляторов стран Союза на ближайшем заседании Консультативного комитета по финансовым рынкам при Коллегии ЕЭК в сентябре текущего года. После согласования текста Концепции она будет представлена на рассмотрение Высшего евразийского экономического совета.
«ЭЖ»: Расскажите об основных направлениях гармонизации законодательства государств ЕАЭС в финансовой сфере.
Т. Ж.: Задача гармонизации финансового законодательства стран ЕАЭС определена союзным договором. Более того, договор определил срок завершения ключевого этапа гармонизации, а именно такого этапа, который позволит говорить о едином для наших стран финансовом рынке с взаимным признанием лицензий профессиональных участников и допуском ценных бумаг и финансовых инструментов, и этот срок — 2025 г. ЕЭК подготовила и согласовала со сторонами соглашение о гармонизации, которое в настоящее время проходит процедуру подписания.
После принятия этого соглашения ЕЭК будет утвержден план проведения гармонизации. Такой план в настоящее время проходит интенсивную подготовку в стенах ЕЭК.
Важно отметить, что гармонизация будет иметь свою специфику для каждого из трех секторов финансового рынка: банковского, страхового и рынка ценных бумаг. Сроки проведения гармонизации для каждого сектора могут незначительно отличаться. При этом ключевыми принципами гармонизации будут являться требования о неухудшении действующего законодательства и ориентация на соответствующие международные стандарты и лучшую мировую практику.
Планом будут предусмотрены сроки реализации основных его этапов таким образом, чтобы выполнить к 2025 г. требования договора о взаимном допуске на общий рынок и взаимном признании лицензий.
Этих этапов три, и они совпадают для каждого сегмента финансового рынка:
-
I этап — ревизия базовых понятий и определений;
-
II этап — лицензирование и гармонизация требований к профессиональной деятельности;
-
III этап — надзор и корпоративное управление.
Для этих целей по согласованию с нашими странами в качестве пилотного проекта были определены биржевые посредники: брокеры и дилеры. Цель проекта — разработка механизмов, обеспечивающих взаимный допуск брокеров и дилеров на финансовые рынки друг друга.
Так, в ЕЭК разработан проект Соглашения о допуске брокеров и дилеров одного государства — члена Евразийского экономического союза на биржи (организаторов торговли) других государств-членов, которое проходит в настоящее время официальное согласование в странах Союза.
«ЭЖ»: Как реализуется задача по формированию единого рынка услуг и развитию интеграции в сфере предпринимательской деятельности?
Т. Ж.: Обеспечение торговли услугами является одним из важнейших факторов, определяющих уровень валового внутреннего продукта. Наличие эффективно функционирующего рынка услуг является обязательным для повышения конкурентоспособности стран ЕАЭС и обеспечения роста благосостояния населения.
Поэтому вопрос либерализации сферы услуг, в том числе путем формирования единого рынка, очень важен для обеспечения экономического роста.
В этой связи важным нововведением на уровне ЕАЭС явился запрет на ухудшение положения граждан и предпринимателей стран Союза по сравнению с условиями до подписания союзного договора.
Развитие интеграции в сфере предпринимательства также обеспечивается путем создания благоприятного бизнес-климата внутри стран Союза. В декабре 2016 г. главами государств Союза приняты Правила регулирования торговли услугами.
В целях обеспечения полноценного доступа к торговле услугами и любой иной предпринимательской деятельности, Правилами устанавливаются общие подходы к синхронному и необременительному регулированию предпринимательства для всех стран Союза, включая разрешительные и контрольные процедуры.
Кроме того, Евразийская экономическая комиссия имеет четкое понимание того, что для интеграции в рамках Союза необходимо объединение усилий не только государств и их уполномоченных органов, но и представителей бизнес-сообщества, а именно предпринимательских объединений и хозяйствующих субъектов.
Поскольку ЕЭК является наднациональным регулирующим органом, принимающим адресованные бизнесу обязательные решения (нормативные правовые акты), большое внимание мы уделяем вовлечению предпринимательского сообщества в процесс подготовки проектов таких решений.
В этих целях с апреля 2015 г. в практику работы Комиссии внедрена процедура оценки регулирующего воздействия тех проектов решений ЕЭК, которые могут оказать влияние на условия ведения предпринимательской деятельности.
«ЭЖ»: Каким образом возможно осуществление взаимодействия между ЕАЭС и проектом Экономического пояса Шелкового пути?
Т. Ж.: Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо четко определить, что представляют собой эти два проекта.
В 2013 г. Китаем была предложена концепция создания Экономического пояса Нового Шелкового пути. Данная инициатива была позитивно воспринята странами ЕАЭС, поскольку сопряжение Экономического пояса Шелкового пути с функционированием единого (общего) рынка в рамках ЕАЭС и развитием его связей с внешними партнерами в Евразии — это шанс выстроить широкую взаимосвязанную зону соразвития Евразии, обладающую мощным потенциалом и значимым экономическим весом в мировой экономике.
На основе этих идей сейчас выдвигается концепция формирования Большой Евразии — пространства разноскоростной интеграции, объединенного общими целями устойчивого экономического развития для взаимной выгоды, роста благосостояния населения, создания благоприятной бизнес-среды для качественного, инновационного и инвестиционного роста.