Полномочия представителя, уполномоченного выступать от имени организации или гражданина в отношениях с Роспатентом, могут быть удостоверены доверенностью в простой письменной форме, а большую часть запросов, направляемых в электронной форме, можно подписать простой, а не усиленной квалифицированной электронной подписью. Эти и другие изменения предлагается внести в четвертую часть ГК РФ, чтобы упростить процедуру обращения в Федеральную службу по интеллектуальной собственности.
Законопроект «О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации» (ID проекта — 02/04/08-17/00071369, далее — законопроект) во второй раз проходит публичное обсуждение на портале www.regulation.gov.ru. В качестве разработчика текста документа в сводном отчете к нему указано Минэкономразвития России, а в качестве соисполнителя — Роспатент (в первом варианте законопроекта был разработчиком). Публичное обсуждение проходит до 14 сентября 2017 г. включительно.
Предлагаемые изменения направлены на то, чтобы облегчить организациям и гражданам получение госуслуг Роспатента: упростить требования к порядку обращения за получением таких госуслуг, обеспечить их предоставление в электронной форме. По прогнозам разработчиков, принятие предлагаемых изменений приведет к увеличению доли граждан, использующих механизм получения государственных услуг Роспатента в электронной форме, до 70%.
Если предлагаемые поправки в ГК РФ будут приняты, закон вступит в силу по истечении 180 дней после дня его официального опубликования (за исключением некоторых положений).
Обычной электронной подписи для обращения в Роспатент вполне достаточно
В качестве одного из способов, который позволит упростить процедуру обращения в Роспатент и мотивировать заявителей направлять обращения в электронной форме, разработчики предлагают отказ от подписания электронных документов усиленной квалифицированной электронной подписью.
Усиленная квалифицированная электронная подпись подразумевает покупку оборудования и установку специального программного обеспечения, в то время как использование электронной подписи не требует материальных и существенных временных затрат со стороны заявителей.
Так, законопроект содержит указание на достаточность простой электронной подписи для следующих электронных документов:
-
заявки на регистрацию (п. 2.1 ст. 1262 ГК РФ, здесь и далее — в ред. законопроекта);
-
заявления о продлении срока (п. 2.1 ст. 1363 ГК РФ);
-
заявления о продлении срока действия исключительного права на промышленный образец (п. 3.1 ст. 1363 ГК РФ);
-
заявки на выдачу патента на изобретение, полезную модель или промышленный образец (п. 3 ст. 1374 ГК РФ);
-
заявления об ознакомлении с документами заявки или заявления о выдаче копий таких документов (п. 2.1 ст. 1385 ГК РФ);
-
ходатайства о восстановлении действия патента (п. 1.1 ст. 1400 ГК РФ);
-
заявки на регистрацию (п. 3.1 ст. 1452 ГК РФ);
-
заявления о продлении срока действия исключительного права на товарный знак, ходатайства о предоставлении шести месяцев по истечении срока действия исключительного права на товарный знак (п. 2.1 ст. 1491 ГК РФ);
-
заявки на товарный знак (п. 4 ст. 1492 ГК РФ);
-
заявления об ознакомлении с документами заявки на товарный знак, заявления о выдаче копий таких документов (п. 1.1 ст. 1493 ГК РФ);
-
заявления о признании товарного знака или используемого в качестве товарного знака обозначения общеизвестным в РФ товарным знаком (п. 1.1 ст. 1508 ГК РФ);
-
заявки на наименование места происхождения товара (п. 4 ст. 1522 ГК РФ);
-
заявления о продлении срока действия свидетельства, ходатайства о предоставлении шести месяцев для подачи заявления (п. 2.1 ст. 1531 ГК РФ).
Доверенности для представителя, не являющегося патентным поверенным, составят без нотариуса
Еще одно послабление, которое должно упросить процесс обращения в Роспатент — предлагаемое в законопроекте уточнение относительно формы доверенности для представителя, не являющегося патентным поверенным. По мнению разработчиков документа, в таких случаях по умолчанию может использоваться доверенность в простой письменной форме, не удостверенная нотарисом. Однако перечень исключений из этого правила будет довольно большим. Доверенность, не удостоверенная нотариусом, не подойдет, если она:
-
выдается по вопросам, связанным с государственной регистрацией отчуждения или залога исключительного права на зарегистрированный результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации;
-
предполагает предоставление права использования зарегистрированного результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, перехода исключительного права на такой результат или на такое средство без договора;
-
предполагает внесение изменений в государственные реестры и перечень зарегистрированных результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации;
-
касается полномочий по досрочному прекращению действия патента, правовой охраны товарного знака или действия свидетельства об исключительном праве на наименование места происхождения товара по заявлению правообладателя;
-
содержит полномочия по отзыву заявки на выдачу патента на изобретение, полезную модель, промышленный образец, государственную регистрацию программы для ЭВМ, базы данных, топологии интегральной микросхемы, товарного знака;
-
содержит полномочия по отзыву заявки на государственную регистрацию наименования места происхождения товара и на предоставление исключительного права на такое наименование и заявки на предоставление исключительного права на ранее зарегистрированное наименование места происхождения товара или внесению изменений в документы такой заявки, в том числе в части изменения сведения об авторе, заявителе (п. 2 ст. 1247 ГК РФ).
В сводном отчете к законопроекту также отмечается, что выдача электронных нотариальных доверенностей до сих пор не реализована, в связи с этим требование о предоставлении доверенности в такой форме препятствует направлению запросов в Роспатент в электронном виде, а это, безусловно, усложняет документооборот.
Ограничение количества «беспошлинных» заявок должно пресечь попытки злоупотребления правами
Статья 1366 ГК РФ предусматривает возможность для единственного автора произведения до принятия по заявке решения о выдаче патента (об отказе в выдаче патента, о признании заявки отозванной) сделать публичное предложение о том, что в случае выдачи патента он обязуется заключить договор об отчуждении патента на изобретение на условиях, соответствующих установившейся практике, с любым гражданином РФ или российским юридическим лицом, первым изъявившим такое желание.
При наличии такого заявления патентные пошлины с заявителя не взимаются. Заплатить их должно будет лицо, заключившее с патентообладателем на основании его заявления договор об отчуждении патента на изобретение. Однако данная норма на практике приводит к злоупотреблению правами со стороны правообладателей и, соответственно, финансовым потерям федерального бюджета. Дело в том, что авторы пользуются правом беспошлинного патентования изобретений, которые не будут воплощены в реальные продукты и, как правило, являются невостребованными (то есть покупатель прав на них так и не находится, а госпошлина, которую он должен был бы заплатить, не поступает в бюджет). В результате затраты государства, связанные с беспошлинным патентованием, неадекватны полученным результатам.
Так, по данным Роспатента, с 2003 г. до конца мая прошлого года было подано почти 70 000 заявок на изобретения, к которым приложено заявление с обязательством уступить патент. По 50 000 этих заявок принято решение о выдаче патента, по 2202 заявкам принято решение об отказе в выдаче патента, 11 228 заявок отозваны или признаны отозванными. За указанный период только по 37 заявкам заявителями поданы заявления об отзыве обязательства уступить патент. С 2007 года по 81 патенту были заключены договоры отчуждения исключительного права и по семи патентам — договоры предоставления права, что составляет 0,18% от числа выданных патентов. По итогам подсчетов размер недополученной суммы пошлин за период 2013—2016 гг. равен приблизительно 670 млн руб.
Чтобы уберечь государство от масштабных финансовых потерь, Роспатент предлагает внести ограничения на публичные предложения об уступке патента. Правда, в самом законопроекте не сказано, в каких именно случаях будет действовать запрет. Ограничение на количество таких заявлений, подаваемых в течение года заявителем, должно будет установить Правительство РФ.