Минтруд России предлагает установить для ряда организаций обязательные требования к проведению антикоррупционного комплаенса. Для остальных компаний эти требования будут носить рекомендательный характер.
Минтруд России совместно с Минэкономразвития России разработал проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон „О противодействии коррупции“ в целях повышения эффективного исполнения организациями обязанности принимать меры по предупреждению коррупции» (опубликован на портале regulation.gov.ru под ID 02/04/08-17/00070068).
Законопроект предлагает возложить на организации обязанность по разработке и применению мер по предупреждению коррупции в соответствии с антикоррупционными стандартами.
Какие меры должны предпринимать организации?
Организации вправе разрабатывать антикоррупционный план по своему усмотрению. При этом законопроект дает ориентиры и предлагает перечень мер по предупреждению коррупции. Прежде всего организациям следует определить подразделения или должностных лиц, ответственных за работу по профилактике коррупционных правонарушений. Во-вторых, разработать и утвердить локальными нормативными актами организации документы, закрепляющие правила и процедуры, направленные на предупреждение коррупции во всех сферах деятельности организации.
Не реже одного раза в два года организациям следует проводить оценку коррупционных рисков в целях выявления сфер деятельности, наиболее подверженных таким рискам. Еще одна мера — организация ежегодного декларирования конфликта интересов работниками, замещающими на основании трудового договора отдельные должности, включенные в перечни, установленные локальными нормативными актами самой организации. В трудовые обязанности работников в таком случае должны быть включены положения о дисциплинарной ответственности за нарушение запретов, ограничений и обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции в случаях, предусмотренных ТК РФ, другими нормативно-правовыми и локальными актами.
Работники должны быть информированы о принимаемых организацией мерах, направленных на предупреждение коррупции, включая ознакомление работников под роспись с принимаемыми локальными нормативными актами, непосредственно связанными с их трудовой деятельностью. Организациям предписывается обеспечить прием, рассмотрение и конфиденциальность уведомлений работников организации о фактах склонения к совершению коррупционных правонарушений в порядке, определяемом локальным нормативным актом организации, а также наладить сотрудничество с органами государственного контроля (надзора) и правоохранительными органами по вопросам противодействия коррупции.
Для каких организаций требования законопроекта предполагается сделать обязательными?
Обозначенными требованиями могут руководствоваться любые организации. В последнее время все большее число коммерческих компаний вводят у себя систему антикоррупционного комплаенса по собственной инициативе. При этом они опираются на утвержденные Минтрудом России Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции, в которых сформулированы основные принципы противодействия коррупции в организации, в том числе:
-
соответствие политики организации действующему законодательству;
-
вовлеченность работников (информированность об антикоррупционных мерах, применяемых в компании, а также активное участие сотрудников в их реализации);
-
соразмерность антикоррупционных процедур риску коррупции;
-
эффективность антикоррупционных процедур;
-
неотвратимость наказания за факт коррупции (привлечение к дисциплинарной ответственности).
Каждая компания может по своему усмотрению выстраивать систему антикоррупционного комплаенса. Между тем можно выделить некие общие для всех организаций этапы:
-
определение ответственного подразделения;
-
разработка и применение антикоррупционной политики;
-
уведомление о проводимой политике и обучение сотрудников;
-
выявление наиболее рискованных для деятельности компании процессов.
При приеме на работу новых сотрудников компании все чаще проводят так называемые комплаенс-интервью. Работникам могут задавать такие вопросы, как «Если бы увидели, что Ваш коллега нарушает требования комплаенс, как бы Вы поступили?», «Что Вы сделаете, если руководитель попросит Вас поступить неэтично?».
Можно предположить, что в случае принятия законопроекта компании, заинтересованные в проведении антикоррупционного комплаенса, будут обращаться и к его положениям, как к рекомендациям.
В то же время законопроект обозначил ряд организаций, для которых реализация перечисленных в нем мер является обязательной. Речь в данном случае идет о следующих организациях:
-
создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов или указов Президента РФ;
-
в отношении которых государственная корпорация (компания), государственный внебюджетный фонд осуществляет функции учредителя и (или) права собственника имущества, в том числе от имени РФ;
-
хозяйственных обществах, в уставном капитале которых более 50% акций (долей в уставном капитале) принадлежит государственным корпорациям (компаниям) или Российской Федерации и полномочия акционера в отношении которых осуществляют государственные корпорации (компании);
-
дочерних хозяйственных обществах, в уставном капитале которых более 50% акций (долей в уставном капитале) принадлежит указанным в предыдущем пункте хозяйственным обществам;
-
дочерних хозяйственных обществах, в уставном капитале которых более 50% акций (долей в уставном капитале) принадлежит указанным в предыдущем пункте дочерним хозяйственным обществам;
-
хозяйственных обществах, в уставных капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 50%, и государственных унитарных предприятиях при условии, что такие организацию имеют за отчетный год объем выручки (дохода) или сумму активов 10 млрд руб. и выше или среднесписочную численность работающих 4000 человек и выше.
Кто будет оценивать соблюдение компаниями требований по организации антикоррупционного комплаенса?
Непосредственную оценку достаточности принимаемых организациями мер по предупреждению коррупции будут осуществлять экспертные центры — юридические лица, получившие аккредитацию Национального совета по предупреждению коррупции. В соответствии с законопроектом экспертные центры будут обязаны предоставлять по требованию организации, в отношении которой проводится оценка, обоснования результатов проведения оценки, а также давать разъяснения по вопросам ее проведения. При этом они должны будут обеспечить конфиденциальность информации о проверяемой организации, хранить коммерческую и иную охраняемую законом тайну. Если при проведении оценки достаточности принимаемых организацией мер по предупреждению коррупции возникнет конфликт интересов, экспертный центр должен будет отказаться от проведения оценки.
Каким образом будут разрабатываться антикоррупционные стандарты?
Полномочия по разработке антикоррупционных стандартов проект возложил на специально создаваемый орган — Национальный совет по предупреждению коррупции, формируемый путем заключения соглашения между Торгово-промышленной палатой РФ и Общероссийским объединением работодателей. В числе прочего данный совет будет:
-
рассматривать проекты нормативных правовых актов РФ по вопросам предупреждения коррупции, принимать заключения и направлять их в соответствующие государственные органы, ответственные за разработку и принятие указанных актов;
-
определять механизмы оценки достаточности принятых в организации мер по предупреждению коррупции;
-
разрабатывать требования к экспертным центрам, проводящим оценку достаточности принимаемых организациями мер по предупреждению коррупции;
-
проводить отбор и аккредитацию экспертных центров, а также принимать решения о прекращении аккредитации таких экспертных центров;
-
организовывать ведение реестра организаций, в отношении которых проведена оценка достаточности принимаемых мер по предупреждению коррупции.
До 29 августа проект проходит публичное обсуждение.