Министерство юстиции РФ разработало законопроект «О внесении изменений в статью 89 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации». Департамент по вопросам правовой помощи и взаимодействия с судебной системой Минюста России направил проект поправок в ФПА РФ на рассмотрение с просьбой представить свои замечания.
Как указано в пояснительной записке к законопроекту, изменения направлены на приведение законодательства Российской Федерации в соответствие с положениями Конвенции о защите прав человека и основных свобод. На пробел в законодательстве было указано ЕСПЧ при рассмотрении жалобы по делу «Захаркин против Российской Федерации»: в решении подчеркивалось, что российские власти препятствовали встречам заявителя с его представителями в Европейском суде, нарушая тем самым ст. 34 Конвенции.
Проект закона совершенствует порядок предоставления осужденным свиданий с адвокатами, нотариусами и иными лицами, имеющими право на оказание юридической помощи, в том числе с представителями в ЕСПЧ и лицами, оказывающими осужденному юридическую помощь в связи с намерениями обратиться в Европейский суд. Кроме прочего, в документе обозначено, что адвокатам и представителям осужденного в ЕСПЧ запрещается проносить на территорию исправительного учреждения технические средства связи и устройства, позволяющие осуществлять киносъемку, аудио- и видеозапись, в то время как нотариусам дозволяется проносить технику, предназначенную для печати и копирования документов.
По словам исполнительного вице-президента ФПА РФ А. Сучкова, Федеральная палата адвокатов РФ в целом поддержала проект закона, однако направила в Минюст России возражения против отдельных его положений.
«Во-первых, применяемые в законопроекте формулировки дают возможность доступа к осужденным в целях оказания любого рода юридической помощи, в том числе и адвокатам зарубежных стран, в то время как законодательство об адвокатской деятельности разрешает им практиковать на территории России только по вопросам права своего государства», – сообщил исполнительный вице-президент ФПА РФ.
Далее А. Сучков пояснил, что ФПА РФ выступила категорически против ограничения возможности адвоката по оказанию квалифицированной юридической помощи лицам, отбывающим наказание в виде лишения свободы. «Мы настаиваем на том, что адвокат должен иметь право проносить на территорию исправительного учреждения любые предметы и документы, которые ему необходимы для оказания юридической помощи, включая любого рода технические средства», – сказал он.
Также А. Сучков сообщил, что ФПА РФ предложила исключить оценочное понятие в законопроекте в части запрета передачи осужденному предметов, ограничив этот запрет только перечнем, указанным в Правилах внутреннего распорядка исправительных учреждений.