В мире объявлен тренд на обеление бизнеса. Цель – «вывести в свет» незадекларированные доходы физических лиц и корпораций, обложив их налогом. Не отстает и Российская Федерация, она ратифицировала в 2014 году Конвенцию об административной помощи по налоговым делам (далее – Конвенция). ФНС России теперь получила возможность запрашивать информацию о бенефициарных собственниках юридических лиц из более чем ста юрисдикций по всему миру.
Помощь по налоговым делам
По данным ОЭСР на 29 июня 2017 года, Конвенцию ратифицировали 112 стран, среди них Панама, Сингапур, Сейшелы, Британские Виргинские Острова, Каймановы Острова и остров Мэн, Бермуды, Джерси и другие офшорные юрисдикции (с полным списком можно ознакомиться, перейдя по ссылке на официальный сайт ОЭСР http://www.oecd.org/ctp/exchange-of-tax-information/Status_of_convention.pdf).
Ратифицировав Конвенцию, страны согласились оказывать друг другу административную помощь по налоговым делам, которая может включать в себя также меры, предпринимаемые судебными органами.
При этом взаимодействие между странами предполагает использование следующих механизмов:
–обмен информацией, включая проведение одновременных налоговых проверок и участие в налоговых проверках за границей;
–помощь по взиманию налогов, включая принятие обеспечительных мер;
–направление документов.
Под обменом информацией подразумевается обмен любой информацией, которая предположительно является важной для администрирования или обеспечения соблюдения законодательства о налогах и сборах.
То есть перечень запрашиваемой информации может быть весьма широким. Положения Конвенции и национальное законодательство многих стран предполагают некие гарантии по сохранности получаемой в рамках обмена информации, однако несложно предположить, что утечки более чем возможны.
Автоматический обмен информацией
Положения Конвенции тоже предполагают возможность автоматического обмена информацией.
Комментируя присоединение 12 мая 2016 года Российской Федерации к многостороннему соглашению компетентных органов об автоматическом обмене финансовой информацией в интервью ТАСС, министр финансов РФ А. Силуанов пояснил, что на практике автоматический обмен налоговыми данными означает, что российские налоговые органы будут получать сведения о российских налогоплательщиках от зарубежных банков, депозитариев, брокеров, структур коллективных инвестиций, некоторых страховых компаний. Следовательно, спрятать доходы от российских налоговых органов в зарубежных странах станет намного сложнее, а со временем – совсем невозможно.
Автоматический обмен – это лишь полбеды, без соответствующего нормативного регулирования полученные данные о владельцах зарубежных компаний и активов были бы бесполезны.
Концепция КИК
Федеральный закон от 24.11.2014 № 376-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)» призван устранить данный пробел в национальном законодательстве России, так он ввел новую концепцию «контролируемая иностранная компания» (далее – КИК), под которой понимаются иностранное юридическое лицо или структура без образования юридического лица, которые принадлежат или контролируются российскими налоговыми резидентами. В случае признания компании или структуры контролируемой соответствующие российские резиденты должны уведомить российские налоговые органы об участии в ней, а также включать нераспределенную прибыль такой организации или структуры в свою налоговую декларацию.
Фактически требование Закона № 376-ФЗ делает невозможным аккумулирование прибыли на уровне контролируемой иностранной компании без уплаты налога с такой прибыли в России.
Таким образом, налоговые органы получили в свое распоряжение механизм выявления владельцев контролируемых иностранных компаний и, соответственно, полученной ими прибыли, а законодатель в свою очередь ввел обязанность по декларированию доходов от участия в таких компаниях.
Налоговая льгота
У российских предпринимателей, использовавших в своей деятельности офшоры, резонно возникают вопросы: что делать, как правильно поступить в сложившейся ситуации, чтобы не нарушить закон и остаться при своих интересах?
Некоторые владельцы бизнеса предпочитают выводить средства из офшоров на себя в Россию, используя льготы, предусмотренные налоговым законодательством.
Для того чтобы воспользоваться льготой, требуется соблюсти определенные условия. Речь идет о ликвидации офшорной компании с переводом активов к ее участникам (акционерам) в установленные законодательством сроки.
Налоговая льгота представляет собой освобождение от НДФЛ доходов, возникающих при получении контролирующим лицом (участником, учредителем, акционером) офшорной компании имущества в результате ликвидации такой компании (п. 60 ст. 217 НК РФ).
При этом не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) доходы, за исключением денежных средств (денежные средства облагаются НДФЛ в общем порядке) в виде стоимости имущества (имущественных прав), полученного при ликвидации иностранной организации.
Получателю дохода также необходимо представить в налоговый орган документы, подтверждающие стоимость имущества на момент его получения от этой организации.
Кроме этого, по общему правилу процедура ликвидации такой компании должна быть завершена до 31 декабря 2017 года.
Получив имущество в России, физическое лицо сможет его реализовать, не заплатив при этом НДФЛ. Подпунктом 2.1 п. 2 ст. 220 НК РФ предусмотрен определенный порядок применения соответствующего вычета.
Выход – смена статуса
Однако, что делать, если вы не укладываетесь в сроки ликвидации компании или просто не хотите воспользоваться предложенной льготой?
Многие владельцы иностранных компаний, оказавшись в подобных ситуациях, предпочитают смену статуса налогового резидента. Дело в том, что, если контролирующее лицо КИК не является налоговым резидентом Российской Федерации, правила КИК к ним не применяются (подп. 2 п. 1 ст. 25.13 НК РФ).
Декларировать или воспользоваться иными способами управления имуществом – выбор собственников такого имущества.
Однозначно можно сказать, что при обнаружении контролирующими органами незадекларированных доходов КИК, помимо налоговых доначислений, на нарушителя может быть возложен штраф в размере 20% от суммы неуплаченного налога (ст. 129.5 НК РФ).