И через четыре года продажи новых легковых автомобилей в России будут отставать от докризисного пика почти на треть

| статьи | печать

Подготовленное российским представительством PwC исследование «Обзор автомобильного рынка России в 1-м полугодии 2017 г. и перспективы развития» (далее — Обзор) сулит после четырех лет падения продолжение начавшегося в этом году роста продаж новых легковых автомобилей. Однако, по прогнозу экспертов PwC, в 2021 г. их количество будет ниже докризисного максимума без малого на треть.

В Обзоре аналитики PwC, представляя данные о динамике ВВП, курса рубля, стоимости нефти и индекса потребительской уверенности, отмечают, что в российской экономике наблюдаются позитивные изменения по ряду ключевых показателей, которые, однако, остаются на низком уровне.

Тем не менее и скромного макроэкономического позитива, видимо, хватило для возобновления роста отечественного рынка легковых автомобилей после четырех лет падения.

В 1-м полугодии 2017 г. продажи новых легковых автомобилей в России достигли 665 000 штук, увеличившись на 7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, когда было продано 623 000 авто.

Продажи российских автопроизводителей выросли на 8%, чему способствовал рост спроса на легковые автомобили Lada, в частности на модели Lada Vesta и Lada XRAY — их продажи в 1-м полугодии 2017 г. увеличились на 51 и 92% соответственно. При этом, говорится в Обзоре, реализация UAZ упала на 29% из-за существенного снижения спроса на модели Patriot и Hunter.

Прирост продаж иномарок российского производства оказался выше среднеотраслевого уровня и составил 16%. По состоянию на 1-е полугодие 2017 г. около 62% всех продаж новых легковых автомобилей пришлось именно на данный сегмент. Усилению позиций и конкурентоспособности иномарок, произведенных в России, во многом способствовали различные программы господдержки, отмечают эксперты PwC.

Доля импорта в совокупных продажах в январе — июне 2017 г. составила около 17% против 22% в 1-м полугодии 2016 г. Несмотря на значительное укрепление рубля за период, количество импортированных автомобилей упало.

В денежном выражении рынок продемонстрировал прирост как в рублевом, так и в долларовом выражении, при этом в американской валюте он вырос существенно выше (на 28% против 5), что стало следствием укрепления российской валюты.

Согласно выводам аналитиков PwC, лидерство на рынке новых легковых автомобилей в России традиционно удерживают бренды с обновленным модельным рядом, автомобили из бюджетного и среднего сегментов наращивают продажи, тогда как продажи в премиальном сегменте снижаются.

Это подтверждают представленные ими ключевые тенденции на рынке в 1-м полугодии 2017 г.

Отечественный бренд Lada сохраняет лидирующую позицию на рынке и демонстрирует увеличение продаж, при этом их структура сместилась в пользу новых моделей Lada Vesta и Lada XRAY, на которые в совокупности пришлось 37% всех продаж бренда в 1-м полугодии 2017 г. Они оказались единственными во всей линейке моделей Lada, по которым наблюдался прирост продаж. Эксперты PwC предполагают, что позиции Lada Vesta будут укрепляться в дальнейшем за счет недавно представленных универсалов Vesta SW и SW Cross, которые расширили семейство данной модели.

Datsun является лидером по приросту продаж среди топ-15 автопроизводителей, однако пока существенно уступает по объему реализации своим ближайшим конкурентам. Прирост продаж на уровне 32% отчасти объясняется авторами Обзора относительно низкой базой прошлого года, а также увеличением объема реализации модели on-DO за счет расширения линейки ее модификаций.

В рейтинге самых продаваемых моделей сменился лидер: Hyundai Solaris уступил место KIA Rio.

Последняя лидировала по объему продаж на протяжении пяти месяцев 2017 г. и по итогам 1-го полугодия показала рост на 17% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Аналитики PwC ожидают, что недавнее появление на рынке обновленной модели KIA Rio будет способствовать сохранению ее лидерских позиций на рынке. Hyundai Solaris выбыл из тройки лидеров, однако они полагают, что обновление модели окажет положительное влияние на продажи в ближайшие месяцы.

Самым популярным классом автомобилей по объему продаж стал сегмент SUV. С небольшим перевесом сегмент кроссоверов и внедорожников обошел по объему продаж класс B и достиг рыночной доли в 41%. Этому способствовал выход на рынок ряда успешных моделей (например, таких как Hyundai Creta, Lada XRAY, Renault Kaptur). Кроме того, росту реализации наиболее популярных моделей SUV способствовало увеличение ценового барьера по льготным автокредитам с 1,15 млн до 1,45 млн руб.

Продажи автомобилей премиальных брендов в 1-м полугодии 2017 г. по сравнению с аналогичным периодом 2016 г. показывают отрицательную динамику на уровне –5%. Среди брендов, которые показали снижение продаж в сегменте легковых автомобилей, присутствуют Mercedes Benz, Lexus, Audi, Land Rover и Porsche. При этом прирост продаж наблюдался у BMW, Volvo, Infiniti, Jaguar, Jeep, Cadillac и Mini.

Несмотря на некоторое оживление авторынка, игроки осторожно подходят к вопросу формирования заказов и управления стоками.

Учитывая нестабильность российского авторынка, многие дилеры предпочли снизить количество заказов у автопроизводителей во избежание затоваривания складов. Однако на фоне укрепления рубля и постепенной реализации отложенного спроса возник дефицит наиболее востребованных автомобилей. В перспективе ближайших месяцев, считают авторы обзора, следует ожидать роста спроса на автомобили нижнего и среднего ценовых сегментов и, как следствие, роста заказов дилеров для снижения риска недополучения прибыли.

В базовом сценарии авторов Обзора продажи новых легковых автомобилей в России могут вырасти в 2017 г. на 7% и достигнуть 1,40 млн штук. В оптимистическом их сценарии прогнозируется увеличение продаж до 1,46 млн штук, что соответствует приросту на уровне 11%.

Реализация сценария будет зависеть от экономической конъюнктуры рынка во 2-м полугодии 2017 г.

Одним из основных факторов при прогнозировании экспертами PwC объема продаж легковых автомобилей в России в 2017 г. стал прогноз цены на нефть. По данным GI, средняя цена на нефть марки Brent составила 43,3 долл. США за баррель по результатам 2016 г. В 2017 г., согласно консенсус-прогнозу Bloomberg, цена может увеличиться до 52 долл. за баррель, что будет стимулировать продажи новых автомобилей.

На развитие рынка будет также оказывать влияние уровень потребительской и предпринимательской уверенности. По результатам 1-го полугодия индексы все еще остаются на низком уровне, тем не менее, наблюдается положительная динамика.

По итогам 2017 г. прогнозируется сохранение лидирующих позиций иномарок российской сборки, говорится в Обзоре.

В его материалах есть также прогноз развития рынка легковых автомобилей до 2021 г. включительно. По оценкам аналитиков PwC, среднегодовой прирост продаж составит 7% (с явной тенденцией к замедлению) и через четыре года достигнет 1,88 млн штук. Легко подсчитать, что по сравнению с докризисным пиком реализации новых легковушек в 2012 г. (2,76 млн штук) в 2021 г. рынок прогнозируется меньше на 31,9%.

Рынок новых легковых автомобилей в России в 1-м полугодии 2017 г.

Категории легковых а/м (без учета LCV)

Продажи*, тыс. шт.

Продажи*, млрд руб.

Продажи*, млрд долл. США

01-06.2017

01-06.2016

Изменение, %

01-06.2017

01-06.2016

Изменение, %

01-06

01-06

Изменение, %

Отечественные бренды

144

134

8

83

77

8

1,4

1,1

31

Иномарки российского производства

410

354

16

485

404

20

8,4

5,8

46

Импортные новые автомобили

111

135

–18

321

365

–12

5,5

5,2

7

Всего

665

623

7

889

846

5

15,4

12,0

28

* По отгрузкам легковых автомобилей.

ИСТОЧНИКИ: Автостат, ФТС России, анализ PwC

Изменение доли рынка легковых автомобилей по некоторым брендам

Бренд

Рыночная доля 1П

2016, %

2017, %

Lada

19,5

20,4

KIA

11,2

12,8

Hyundai

10,2

10,5

Renault

8,3

9,1

Toyota

7,0

6,5

Volkswagen

5,4

6,0

Nissan

5,8

5,3

Skoda

4,3

4,3

Ford

2,9

2,8

Mercedes-Benz

3,0

2,6

Chevrolet

2,4

2,2

BMW

2,3

2,2

Mazda

1,5

1,7

Datsun

1,3

1,6

Lexus

1,8

1,6

ИСТОЧНИКИ: AEБ, анализ PwC

Прогноз рынка новых легковых а/м, тыс. шт. (без учета LCV)

Категории легковых а/м

2016 (факт)

2017 (базовый прогноз)

2017 (оптимист. прогноз)

Отечественные бренды

284

305 (+7%)

320 (+13%)

Иномарки российской сборки

754

860 (+14%)

900 (+19%)

Импортные автомобили

273

235 (–14%)

240 (–12%)

Рынок в целом

1311

1400 (+7%)

1460 (+11%)

ИСТОЧНИК: анализ PwC