Крупнейшая авиакомпания России – «Аэрофлот» — пытается сопротивляться планам Минпромторга и Минтранспорта заставить перевозчиков начать переход на закупку самолетов российских производителей. «Аэрофлот» ищет помощи у первого вице-премьера Игоря Шувалова, Минтранс невозмутимо готовит проекты документов, призванных заставить авиакомпании выбирать отечественные самолеты, а не иностранные, Минпромторг внезапно решил искоренить льготы на закупку иностранных самолетов.
В среду, 30 августа, газета «Коммерсант» сообщила, что заместитель гендиректора «Аэрофлота» по работе с клиентами Вадим Зингман направил первому вице-премьеру Игорю Шувалову письмо с просьбой вмешаться в ситуацию вокруг ввоза и эксплуатации в странах Евразийского экономического союза (ЕАЭС) самолетов иностранного производства. В. Зингман просит также повлиять на попытки ужесточения правил ввоза воздушных судов из-за рубежа.
Через пару часов Минтранс уведомил на госпортале regulation.gov.ru о том, что разрабатывает изменения в федеральные авиационные правила, согласно которым авиакомпаниям для начала деятельности необходимо иметь в парке минимум три воздушных судна отечественного производства возрастом не старше пяти лет.
Иными словами, власти в лице Минтранса и Минпромторга всерьез рассчитывают приказами стимулировать закупку отечественных самолетов. Может быть потому, что не удалось найти инструменты для того, чтобы стимулировать повышение конкурентоспособности своих летательных аппаратов.
Спор с Белоруссией и Казахстаном
«Коммерсант» подробно излагает суть жалобы «Аэрофлота» И. Шувалову. Речь идет о продлении режима ввоза техники без уплаты таможенных пошлин и НДС до 2020 г. с возможностью ее эксплуатации в течение 12 лет. К началу августа заинтересованным сторонам удалось почти полностью согласовать продление режима, но возник конфликт вокруг идеи Белоруссии и Казахстана увеличить период льготы и распространить ее на самолеты до 150 мест.
Минпромторг выступил против этих предложений, которые «возможно, пересекаются с планами производства РФ самолетов типа МС-21-300 вместимостью в том числе и 150 мест», — цитирует письмо В. Зингмана «Коммерсант».
Реализация планов Минпромторга, полагает «Аэрофлот», может привести к сокращению срока льгот на самолеты, ввозимые в 2018—2019 гг., с 12 до пяти лет и другим ограничениям. И авиакомпании придется сократить закупки самолетов, причем это касается и отечественной, и импортной техники, а это не позволит расширять маршрутную сеть, «включая региональные и социально значимые маршруты».
«Аэрофлот» сообщает, что в 2018 г. должен получить 31 иностранный самолет. Если льготный режим будет приостановлен, то перевозчику придется потратить дополнительно 25 млрд руб.
Минтранс планирует просто приказать покупать отечественное
Готовящийся приказ Минтранса выглядит несколько странно. Судя по сообщению министерства, речь не идет о том, чтобы ввести некие налоговые или прочие стимулы для того, чтобы компании покупали российские самолеты. Им будет сказано: не купишь — не полетишь.
Сейчас для получения сертификата эксплуатанта, позволяющего выполнять регулярные коммерческие перевозки пассажиров, авиакомпания должна располагать не менее чем восьмью воздушными судами минимум на 55 кресел.
Теперь «Минтранс предлагает дополнить данные правила условием, согласно которому эксплуатант для начала полетов должен иметь в своем парке не менее трех воздушных судов отечественного производства возрастом не старше пяти лет. Таким образом, это стимулирует российских авиаперевозчиков, планирующих выполнять регулярные полеты, к увеличению в своих парках количества самолетов российского производства», — цитирует Интерфакс сообщение Минтранса.
Все верно, только точнее будет говорить не о стимулировании, а о банальной «обязаловке» компаний покупать то, на что Минтранс укажет.
До сих пор основную долю парка российских авиакомпаний составляют самолеты производства американского Boeing и европейского Airbus. Причина проста — у них соотношение цены и качества выше, чем у отечественных производителей. Понятное действие властей при таком раскладе было бы в том, чтобы тем или иным способом, через снижение налогов или еще как-то снижать цену на свои самолеты для покупателей до конкурентного уровня. Это давно известно в мире. Но еще советские экономисты вывели, так сказать, формулу разумности таких действий: они оправданны только тогда, когда пусть медленно, по миллиметру, но производитель постоянно снижает себестоимость своей продукции и повышает ее качество — тогда помощь идет во благо, а не ради консервации отсталого производства.
Видимо, в конкретной ситуации прежние формулы не работают. Простые приказы покупать то, чего сказали, кажутся уместнее. Тем более если льготы на покупки иностранных изделий отменят.