Минтруд России Письмом от 03.08.2015 № 17-1/ООГ-1105 и ФСС РФ Письмом от 30.11.2015 № 02-09-11/15-23247 высказали мнение, что по заявлению женщины замена календарных лет в целях расчета среднего заработка для исчисления пособий может осуществляться не на любые годы (год) по выбору застрахованного лица, а на годы (год), непосредственно предшествующие годам, в которых женщина находилась в отпуске по беременности и родам. Суды единодушно с этим не согласились, приведя весомые аргументы.
Письма закон не подменяют
ООО рассчитало в 2015 году пособие во временной нетрудоспособности своей работнице по ее заявлению из среднего заработка за 2012 и 2014 годы, а не с применением в расчетах среднего заработка за два последовательных года – 2013 и 2014 годы. ФСС РФ решил, что из-за этого ООО переплатило 30 055 руб.
Вместе с тем суд установил, что ни Федеральным законом от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», ни Положением об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности… утвержденным Постановлением Правительства РФ от 15.06.2007 № 375 (далее – Положение № 375), не установлено, что замена по заявлению застрахованного лица в целях расчета среднего заработка предшествующими календарными годами допустима лишь на непосредственно предшествующие годы наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком. Это означает, что нормативно не предусмотрено, что в результате такой замены в расчетный период подлежат включению непосредственно следующие друг за другом календарные годы, в связи с чем (ввиду отсутствия нормативного запрета) используемый в целях расчета пособия период может состоять и не из непосредственно следующих друг за другом календарных лет.
Аргументы ФСС РФ со ссылкой на письма Минтруда России от 03.08.2015 № 17-1/ООГ-1105, ФСС РФ от 30.11.2015 № 02-09-11/15-23247 судом не были приняты, так как они не являются нормативными актами и не могут создавать и ограничивать нормативные установления, создавать дополнительные условия для получения мер социальной поддержки, ограничивать объем предоставленных гарантий.
Также суд решил, что при неясности актов законодательства и при наличии противоречащих друг другу позиций различных правоприменительных органов с учетом схожести правового регулирования могут быть приняты во внимание положения п. 7 ст. 3 НК РФ, согласно которым все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
На этом основании АС Пермского края в Решении от 03.02.2017 № А50-26803/2016 указал, что в процессе правоприменения недопустимо устанавливать нормативно не предусмотренные ч. 1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ дополнительные условия предоставления мер социальной поддержки.Суд решил, что ООО законно и обоснованно рассчитало для работницы в том числе при замене периодов по ее заявлению пособие максимально приближенно по отношению к фактической зарплате, утраченной в связи с наступлением страхового случая.
Конституция требует беременных не огорчать
В другом случае работница представила заявление о замене 2013 и 2014 годов на 2009 и 2010 годы.
ФСС РФ опять решил, что замена календарных лет, которые используются в целях расчета среднего заработка для исчисления пособий, может осуществляться не на любые предшествующие годы (год), а только на годы, непосредственно предшествующие наступлению страхового случая.
По этому поводу 8 ААС в Постановлении от 24.01.2017 № А70-10368/2016 указал, что ни Законом № 255-ФЗ, ни Положением № 375 не установлено, что замена возможна только на непосредственно предшествующие годы, поскольку указанные нормативные акты содержат формулировку «предшествующий календарный год».
Статья 55 Конституции РФ в ч. 3 указывает, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В современной социально-демографической ситуации в Российской Федерации институт материнства и детства приобретает повышенную публичную значимость, что обусловливает необходимость создания федеральным законодателем адекватной системы социальной защиты, включая социальное обеспечение работающих женщин в связи с беременностью и родами, наиболее полным образом гарантирующей реализацию ими прав, закрепленных в указанных статьях Конституции РФ.
На необходимость создания и совершенствования такой системы ориентирует и Международная организация труда, рекомендующая государствам-членам стремиться к расширению форм медицинской помощи беременным женщинам, увеличению продолжительности отпуска по беременности и родам, повышению размера денежных пособий в связи с беременностью и родами до размера получаемого заработка. Так, Конвенция МОТ от 28.06.1952 № 103 «Относительно охраны материнства», ратифицированная Указом Президиума Верховного Совета СССР от 06.07.1956 и в силу ст. 15 (ч. 4) Конституции РФ являющаяся составной частью правовой системы Российской Федерации, предусматривает, что каждая работающая женщина имеет право на отпуск по материнству (отпуск по беременности и родам), в связи с предоставлением которого ей выплачивается денежное пособие (п. 1 ст. , п. 1 ст. 4). При этом ставки денежного пособия должны быть определены национальными законами или правилами таким образом, чтобы обеспечить женщине и ее ребенку хорошие с точки зрения гигиены условия и удовлетворительный уровень жизни (п. 2 ст. 4).
Федеральный законодатель при конкретизации гарантий прав, закрепленных ст. 37, 38, 39 и 41 Конституции РФ, располагает достаточно широкой свободой усмотрения в выборе мер социальной защиты, в том числе социального обеспечения в отношении беременных женщин, условий и порядка предоставления им соответствующих денежных выплат, их размера.
Однако при этом, как неоднократно указывал КС РФ, для поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, в том числе при изменении действующего регулирования, он обязан соблюдать конституционные принципы справедливости, равенства, соразмерности, а также стабильности и гарантированности социальных прав и не может осуществлять такое регулирование, которое посягало бы на само существо этих прав и приводило бы к утрате их реального содержания. Даже имея цель воспрепятствовать злоупотреблению правом путем введения определенных условий или ограничений, законодатель должен использовать не чрезмерные, а только необходимые и обусловленные конституционно признаваемыми целями таких ограничений меры.
Исходя из этого, при установлении размера пособия по беременности и родам и ограничений, связанных с его выплатой, федеральный законодатель должен учитывать задачи социальной политики на конкретно-историческом этапе развития государства, а также всю совокупность физиологических и нравственно-психологических факторов, оказывающих воздействие на женщин в период, непосредственно предшествующий и непосредственно следующий за рождением ребенка, исключительный характер пособия, рассчитанного на строго ограниченное время, и его повышенную значимость для жизни женщины и ребенка.
Осуществляя соответствующее регулирование, в целях поддержания баланса конституционно защищаемых ценностей он должен основываться на вытекающих из ст. 19 Конституции РФ принципах пропорциональности и эквивалентности и соблюдать требование ст. 55 (ч. 3) Конституции РФ о соразмерности вводимых ограничений защищаемым конституционным ценностям.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд апелляционной инстанции решил, что работодатель законно и обоснованно рассчитал пособие максимально приближенно по отношению к фактической зарплате работника, утраченной в связи с наступлением страхового случая.