Антимонопольная служба и Банк Росии рассказали о проекте федерального закона, реформирующем лизинговую отрасль, и о том, как его реализация повлияет на развитие конкуренции на рынке.
В прошедшей 25 августа встрече со стороны Банка России принял участие советник первого заместителя председателя Банка России С. Моисеев, со стороны ФАС России – исполняющая обязанности начальника Управления контроля финансовых рынков Л. Беляева и начальник отдела фондового рынка, негосударственных пенсионных фондов и иных финансовых услуг этого управления К. Прунтов.
В рамках встречи журналистам была представлена подробная информация об исследованиях, которые сопровождали разработку законопроекта и обусловили его содержание, а также об исследованиях, направленных на оценку возможных последствий его принятия, в том числе для состояния конкуренции на рынке лизинговых услуг.
В частности, исследование ФАС России проводилось на основании информации о юридических лицах, состоявших в 2016 году на учете в Росфинмониторинге в связи с совершением лизинговых сделок в тот или иной период времени, а также информации, представленной участниками рынка в рамках проведенного ФАС анкетирования.
Анализ собранной ФАС России информации показал, что в настоящее время федеральный рынок лизинговых услуг является низко концентрированным, что может свидетельствовать об относительно высоком уровне конкуренции на нем. Однако при этом ведомство также выявило, что существенную часть рынка (около 30%) занимают именно лизинговые организации, находящиеся под контролем государства, часть из которых и образуют тройку лидеров рынка.
Поскольку проектом федерального закона в качестве основного барьера входа на рынок предусмотрен размер собственного капитала лизинговой организации, ФАС России на основании предусмотренных этим проектом минимальных значений собственного капитала в переходном периоде анализировала деятельность всех компаний, разделив их на условные сегменты.
По итогам анализа служба оценочно определила характеристики каждого сегмента и сделала вывод, что часть компаний одного из сегментов, которые в настоящее время не соответствуют предусмотренному законопроектом требованию о наличии собственных средств в определенном для первой части переходного периода размере (10 млн руб.), не ведут регулярной лизинговой деятельности или созданы для обслуживания единичных клиентов.
Объемным, массовым и регулярным лизинговым бизнесом, как установлено в ходе анализа, при этом характеризуется деятельность третьего сегмента – компаний с собственным капиталом более 30 млн руб., то есть компаний, которые на данный момент указанному требованию соответствуют.
Для оценки последствий принятия законопроекта для состояния конкурентной среды ФАС России проанализировала два сценария, основанных на допущениях о наступлении наиболее негативных последствий после принятия законопроекта.
Оба гипотетических сценария сводились к тому, что часть лизинговых компаний (максимально 315 из 686 юридических лиц, которые, согласно данным опроса, осуществляли лизинговую деятельность в последние полтора года с рыночной долей примерно 7,7%) в связи с невыполнением требований к собственному капиталу будут вынуждены покинуть рынок. И весь объем получаемых ими по договорам лизинга платежей распределится на лидера рынка.
Проведенные расчеты показали, что ни один из сценариев не приведет к каким-либо существенным изменениям для состояния конкуренции на рассматриваемом рынке, в том числе к его переходу из состояния низкой концентрации в состояние умеренной.
Учитывая это обстоятельство, а также некоторые другие факторы, в целом установление проектом федерального закона относительно низких барьеров входа на рынок переходного периода и наличия альтернативных стратегий адаптации к новым условиям, например, за счет перепрофилирования деятельности компаний в нефинансовую аренду или продажу в рассрочку, ФАС приняла решение о согласовании законопроекта.
В ходе состоявшейся встречи и. о. начальника Управления контроля финансовых рынков ФАС России Л. Беляева при этом отметила, что «принятие законопроекта, в том числе ввиду установления им необходимости включения лизинговых организаций в государственный реестр и формирования детальной отчетности, также должно повысить транспарентность рынка, создать условия для выработки инструментов развития конкуренции, пресечения и предупреждения нарушений законодательства, включая антимонопольное».
В заключение представители ФАС России обозначили основные направления ее работы по развитию конкуренции на рынке лизинговых услуг и, в частности, работу по обеспечению единообразных и конкурентных условий субсидирования государством лизинговых организаций, которые представляют определенным категориям клиентов скидки по лизинговым договорам.
Советник первого заместителя председателя Банка России С. Моисеев отметил важность этой работы антимонопольного органа не только для создания благоприятных условий развития конкуренции на рынке лизинговых услуг, но и для обеспечения финансовой стабильности данного рынка, тем самым поддержав инициативы ФАС России.