Ущемление прав предпринимателей вследствие неисполнения обязательств по оплате товаров (работ, услуг) по государственным и муниципальным контрактам носит массовый характер. По данным Генеральной прокуратуры России, объем задолженности заказчиков перед исполнителями исчисляется десятками млрд рублей. Основными причинами этого называют нецелевое использование средств и превышение бюджетных лимитов при подписании контрактов. В конечном счете долги по госконтрактам приводят к задержкам зарплат и налоговых отчислений, тем самым мультиплицируя негативный эффект и переводя его в социальную плоскость.
Сфера госзакупок, с одной стороны, привлекает своей стабильностью и объемами как бизнесменов, так и НКО, которые существуют за счет так называемой «деятельности, приносящей доход». Но с другой – госзаказчики бывают довольно неповоротливы из-за бюрократических и бюджетных ограничений, поэтому исполнителям приходится слишком долго (до года) ждать оплаты выполненного контракта. Иногда это оборачивается серьезными проблемами – ведь средства нужны для выплаты зарплаты и покрытия расходов, понесенных при исполнении контракта.
Как сообщила «Coface Россия», более 80% из 300 опрошенных в 2016 году руководителей компаний сталкивались с проблемой просрочек по платежам. При этом треть респондентов указала на рост сроков просрочки и намеренную задержку оплаты со стороны заказчиков.
Для решения этой проблемы был принят Закон № 189-ФЗ, устанавливающий административную ответственность должностных лиц заказчика за нарушение срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении госзакупок, в том числе за невыплату аванса, предусмотренного контрактом. За перечисленные нарушения чиновников могут оштрафовать на сумму от 30 тыс. до 50 тыс. руб., а ранее наказанных за это и вовсе могли дисквалифицировать на срок от одного года до двух лет. Предполагается, что введение ответственности позволит минимизировать риски поставщиков и дисциплинировать заказчиков.
Помимо этого, с 1 мая действует Закон № 83-ФЗ, устанавливающий сроки оплаты поставленных товаров, выполненных работ и оказанных услуг. Во-первых, по контрактам, заключенным с субъектами малого предпринимательства (СМП) и социально ориентированными некоммерческими организациями (СОНО), оплата должна быть произведена в течение 15 рабочих дней. Во-вторых, срок оплаты по всем остальным контрактам установлен в 30 календарных дней.
Однако 15-дневный срок оплаты не распространяется на СМП и СОНО, если они выступают третьими лицами по контракту. Если малый бизнес привлекают как соисполнителей, оплачивать их товары, работы и услуги придется в течение 30 дней со дня подписания документа о приемке (п. 5 Постановления Правительства РФ от 23.12.2016 № 1466). Кроме того, Правительство вправе устанавливать другие предельные сроки оплаты товаров, работ и услуг, когда это необходимо для обеспечения обороноспособности и безопасности страны.
Несколько любопытных моментов, касающихся оплаты, содержатся в Обзоре судебной практики применения законодательства о контрактной системе, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017.
Поставка товаров, выполнение работ или оказание услуг для государственных или муниципальных нужд в отсутствие контракта не дает исполнителю право требовать их оплаты. Стороны государственного (муниципального) контракта не вправе заключать дополнительное соглашение, предусматривающее увеличение цены контракта более чем на 10%. Такое условие является ничтожным, если иное не следует из закона.
Для применения правил о сроке оплаты товара, работы, услуги по контракту, заключенному с субъектом малого предпринимательства (ч. 8 ст. 30 Федерального закона от 05.04. 2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе»), закупка изначально должна осуществляться с учетом ограничений, установленных частями 1, 3 и 5 ст. 30 Закона № 44-ФЗ.
Не может быть отказано в удовлетворении иска об оплате поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг в целях удовлетворения государственных или муниципальных нужд в отсутствие контракта или с превышением его максимальной цены в случаях:
–когда из закона следует, что поставка товаров, выполнение работ или оказание услуг являются обязательными для соответствующего исполнителя вне зависимости от его волеизъявления;
–экстренного осуществления поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг в связи с аварией, иной чрезвычайной ситуацией природного или техногенного характера, а также угрозой их возникновения;
–когда из существа обязательства (например, договор хранения) следует невозможность для исполнителя односторонними действиями прекратить исполнение после истечения срока действия государственного (муниципального) контракта или при превышении его максимальной цены.
Денежные средства, внесенные исполнителем в качестве обеспечения исполнения контракта, подлежат возврату заказчиком в случае надлежащего исполнения обязательств по контракту или, если это предусмотрено контрактом, по истечении гарантийного срока. Правовой режим данных денежных средств определяется в соответствии с нормами параграфа 8 главы 23 ГК РФ об обеспечительном платеже.
В случае исполнения контракта с просрочкой обеспечительный платеж удерживается заказчиком в размере, равном размеру имущественных требований заказчика к исполнителю, если иное не предусмотрено контрактом. Сумма денежных средств, превышающая указанный размер, подлежит взысканию с заказчика в качестве неосновательного обогащения.
Уступка поставщиком (подрядчиком, исполнителем) третьему лицу права требования к заказчику об исполнении денежного обязательства не противоречит законодательству.
Государственный (муниципальный) контракт, заключенный с нарушением требований Закона № 44-ФЗ и влекущий нарушение принципов открытости, прозрачности, ограничение конкуренции, необоснованное ограничение числа участников закупки, а следовательно, посягающий на публичные интересы, права и законные интересы третьих лиц, является ничтожным.
В заключение остается добавить, что сложности с оплатой госконтрактов могут сохраниться. Вместо затягивания оплаты чиновники могут тянуть с подписанием акта приемки товаров или работ, находя незначительные недостатки. Такой механизм активно практиковался ими и ранее. Несвоевременная оплата может быть обусловлена задержкой выплаты со стороны Федерального казначейства либо изменением лимитов по этой статье в процессе исполнения контракта. Во всех этих случаях бизнесменам необходимо обращаться в прокуратуру или суд. Наряду с этим можно пожаловаться и в аппарат Уполномоченного по защите прав предпринимателей РФ Б. Титова.