Юридические лица могут быть освобождены от заключения договора с региональным оператором по обращению с ТКО при представлении ими письменного обязательства о самостоятельной утилизации ТКО на своих объектах.
Минстрой России разработал проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон „Об отходах производства и потребления“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (опубликован на портале regulation.gov.ru под ID 02/04/08-17/00072605). Законопроектом предлагается предоставить участникам оборота большую свободу в выборе способов утилизации отходов.
В проекте предлагается уточнить некоторые понятия
Под отходами производства и потребления проект предлагает понимать вещества, материалы или изделия, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг, а также товары и упаковку, утратившие потребительские свойства, в том числе в результате потребления, которые подлежат обработке, утилизации, обезвреживанию или размещению в соответствии с Федеральным законом от 24.06.98 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Закон № 89-ФЗ).
Также в проекте уточняется определение отходов от использования товаров. Теперь это товары и упаковка, представленные изделиями и (или) твердыми материалами, утратившими потребительские свойства, предназначенные для их последующей обработки, обезвреживания, утилизации.
Дополнительные возможности юридических лиц по утилизации отходов
Согласно действующей редакции ст. 24.7 Закона № 89-ФЗ собственники твердых коммунальных отходов должны заключить договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональными операторами — индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, осуществляющими деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию или захоронению ТКО, в зоне деятельности которых образуются ТКО и находятся места их сбора. За неисполнение этой обязанности предусмотрен штраф в размере от 100 000 до 250 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток (ст. 8.2 КоАП РФ). Самостоятельная утилизация ТКО законодательством не предусмотрена.
Проект предлагает дополнить указанную статью положениями о том, что юридические лица, образующие твердые коммунальные отходы, могут быть освобождены от заключения договора с региональным оператором уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ на основании утвержденного им письменного обязательства.
Предусматривается, что указанное обязательство будет утверждаться уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ при представлении юридическим лицом документов, подтверждающих возможность осуществления обезвреживания, захоронения и (или) утилизации твердых коммунальных отходов на собственных объектах, используемых для их обезвреживания, захоронения и (или) утилизации. Письменное обязательство лиц, освобожденных от заключения договора с региональным оператором по обращению с ТКО, будет содержать следующую информацию:
-
сведения об образователе твердых коммунальных отходов (для юридических лиц — полное наименование и основной государственный регистрационный номер записи в ЕГРЮЛ, адрес фактического нахождения, ИНН, почтовый адрес, банковские реквизиты, документы, удостоверяющие право потребителя на подписание договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами);
-
местонахождение здания, строения, сооружения, помещения, земельного участка, на которых образуются твердые коммунальные отходы;
-
сведения о виде деятельности, осуществляемой образователем твердых коммунальных отходов;
-
сведения о количестве образующихся твердых коммунальных отходов;
-
условия, которые необходимо соблюдать образователю твердых коммунальных отходов;
-
целевые показатели по обезвреживанию, захоронению и (или) утилизации твердых коммунальных отходов;
-
срок действия.
Акт уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ с утвержденным им письменным обязательством подлежит размещению на сайте соответствующего органа в интернете.
Лица, образующие ТКО, освобожденные от заключения договора с региональным оператором, обязаны будут предоставлять информацию об объемах и (или) массе твердых коммунальных отходов, в отношении которых были осуществлены их обезвреживание, захоронение и (или) утилизация, в сроки, по форме и в формате, установленным уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Лицензировать деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по обработке и утилизации отходов, образующихся в результате осуществления ими же самими хозяйственной и иной деятельности, не предполагается.
Изменения в области обращения с отходами от использования товаров
В пункте 2 ст. 24.2 Закона № 89-ФЗ предлагается уточнить, что производители, импортеры товаров и товаров в упаковке, реализуемых для производства других товаров, должны обеспечивать нормативы утилизации только в отношении упаковки товаров. Обязанность обеспечения утилизации товаров и упаковки не распространяется на товары и упаковку, которые вывозятся из Российской Федерации.
Соответственно, при реализации на территории Российской Федерации товаров, товаров в упаковке, используемых для производства других товаров, экологический сбор будет уплачиваться только в отношении самой упаковки, использованной для упаковки товаров (поправки в ст. 24.5 Закона № 89-ФЗ).
Законопроект предлагает также предоставить производителям, импортерам товаров и товаров в упаковке возможность:
-
поручить лицам, ассоциированным с производителем, импортером товаров и товаров в упаковке, представлять от своего имени отчетность о выполнении нормативов утилизации;
-
поручить обеспечение выполнения нормативов утилизации по договорам с индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами, осуществляющими деятельность по сбору, обработке, утилизации отходов от использования товаров на основании соответствующего договора. Такие лица будут нести ответственность за предоставление отчетности об утилизации с момента заключения договора с производителем, импортером товаров и товаров в упаковке.
Определение полномочий органов местного самоуправления в области обращения с отходами
Законопроект предлагает существенно уточнить полномочия органов местного самоуправления в области обращения с отходами. Так, к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с отходами проект отнес:
-
определение схемы размещения контейнерных площадок;
-
создание и организацию содержания контейнерных площадок в соответствии с правилами благоустройства, за исключением случаев, установленных законодательством, когда такие обязанности лежат на других лицах.
Применительно к органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов помимо указанных выше полномочий отнесены также полномочия по организации экологического воспитания и формирования экологической культуры в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами.
Органы местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов и городских округов должны предоставлять производителям, импортерам товаров, товаров в упаковке или ассоциированным с ними лицам земельные участки для организации мест сбора отходов от использования товаров в соответствии с земельным законодательством.
В случае введения раздельного накопления твердых коммунальных отходов органы местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов и городских округов должны организовать места сбора твердых коммунальных отходов в местах общественного пользования.
Проект предлагает ввести минимальный десятилетний срок действия территориальной схемы обращения с отходами, утверждаемой уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ.
До 29 сентября 2017 г. проект будет проходить публичное обсуждение.