В новых правилах подробно прописаны размеры штрафов в зависимости от цены госконтракта, а также того, кто является поставщиком по нему. Также скорректированы размеры штрафов, выплачиваемых за ненадлежащее исполнение обязательств по госконтрактам заказчиками.
В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44-ФЗ) в случае просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств стороной госконтракта другая сторона вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством РФ.
До недавнего времени размеры таких штрафов устанавливались на основании правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (утв. постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 № 1063). Однако с 9 сентября 2017 г. эти правила действовать больше не будут — им на смену придет новая редакция правил, утвержденная постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042.
Каких изменений стоит ожидать сторонам госконтрактов в связи с принятием этого документа?
Как и прежде, правила устанавливают порядок определения в контракте трех видов штрафов:
-
штрафа в виде фиксированной суммы, начисляемого за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом;
-
штрафа в виде фиксированной суммы, начисляемого за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом;
-
пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения указанного обязательства (далее соответственно — штраф, пеня).
Поставщик (подрядчик, исполнитель) за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязательств по контракту, за исключением просрочки, обязан будет выплатить штраф в следующем размере:
-
10% цены контракта (этапа), если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн руб.;
-
5% цены контракта (этапа), если цена контракта (этапа) составляет от 3 млн до 50 млн руб. (включительно);
-
1% цены контракта (этапа), если цена контракта (этапа) составляет от 50 млн до 100 млн руб. (включительно);
-
0,5% цены контракта (этапа), если цена контракта (этапа) составляет от 100 млн до 500 млн руб. (включительно);
-
0,4% цены контракта (этапа), если цена контракта (этапа) составляет от 500 млн до 1 млрд руб. (включительно);
-
0,3% цены контракта (этапа), если цена контракта (этапа) составляет от 1 млрд до 2 млрд руб. (включительно);
-
0,25% цены контракта (этапа), если цена контракта (этапа) составляет от 2 млрд до 5 млрд руб. (включительно).
-
0,2% цены контракта (этапа), если цена контракта (этапа) составляет от 5 млрд до 10 млрд руб. (включительно);
-
0,1% цены контракта (этапа), если цена контракта (этапа) превышает 10 млрд руб.
По сравнению со штрафами, которые предусматривали ранее действовавшие правила, в новых правилах предусмотрено более широкое ранжирование размера процентов для госконтрактов свыше 100 млн руб. Согласно прежним правилам неисполнение обязательств подрядчика по госконтракту на любую сумму свыше 100 млн руб. влекло штраф в размере 0,5% от цены контракта.
В новых правилах отдельно определены размеры штрафов за ненадлежащее исполнение обязательств (за исключением просрочки) по госконтрактам, заключенным с субъектами малого предпринимательства и социально ориентированными некоммерческими организациями в порядке ст. 30 Закона № 44-ФЗ:
-
3% для контракта, цена которого менее 3 млн руб;
-
2% для контрактов, цена которых составляет от 3 млн до 10 млн руб.;
-
1% для контрактов от 10 млн до 20 млн руб.
Новые правила определяют также размеры штрафов, налагаемых на победителей закупок, предложивших наиболее высокую цену за право заключения контракта и не исполнивших обязательства надлежащим образом, которые определяются в виде процента от начальной (максимальной) цены контракта, и штрафы за ненадлежащее исполнение обязательств по контрактам, не имеющих стоимостного выражения, в виде фиксированной суммы.
Еще одно нововведение: если контрактом предусмотрено условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к его исполнению субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в виде штрафа, штраф устанавливается в размере 5% объема такого привлечения, установленного контрактом.
Надо отметить, что в новых правилах корректировке подвергся и порядок определения штрафа, накладываемого на заказчика по госконтракту в случае неисполнения им своих обязательств (за исключением просрочки). Теперь штрафы устанавливаются в виде фиксированных сумм за каждый факт нарушения:
-
1000 руб., если цена контракта не превышает 3 млн руб. (включительно);
-
5000 руб., если цена контракта составляет от 3 млн до 50 млн руб. (включительно);
-
10 000 руб., если цена контракта составляет от 50 млн до 100 млн руб. (включительно);
-
100 000 руб., если цена контракта превышает 100 млн руб.
За просрочку исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за каждый день начисляется пеня в размере 1/300 действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования ЦБ РФ от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).