Инвестиционная компания БКС решила повысить собственный прогноз роста ВВП в этом году с 1,2 до 1,6%. Подобные сообщения поступают от многих других аналитиков.
Главный экономист инвестиционной компании БКС Владимир Тихомиров выпустил обзор ситуации в российской экономике. Он констатирует, что рост ВВП во II квартале 2017 г. в годовом выражении показал максимальное значение почти за пять лет — 2,5%, по данным Росстата. Поддержать такой рост до конца года будет сложно, но стабильный небольшой рост точно продолжится, потому БКС и решила повысить собственный прогноз роста ВВП.
По прогнозу БКС, в 2018 г. ВВП вырастет еще на 1,8%, а в 2019 г. — на 2,1%. Но нельзя не видеть и существенных препятствий на пути к ускорению роста, поскольку его потенциал в значительной степени ограничивается существующими структурными проблемами, медленным прогрессом в реформировании экономики (не в последнюю очередь обусловленным электоральным циклом), геополитикой и санкциями, а также довольно слабым состоянием мировой экономики и спроса, объясняет свою позицию главный экономист БКС. Последние факторы от России не зависят, поэтому содержание, сроки и темпы реализации реформ — основные переменные в оценке среднесрочных и долгосрочных перспектив роста российской экономики.
В. Тихомиров считает, что увеличение ВВП будет обусловлено ценами на сырьевые товары, особенно нефть, и увеличением инвестиций в основные средства, что и демонстрируют последние макроэкономические отчеты: из всех основных сегментов экономики именно инвестиции оказались наиболее значимым драйвером роста, в нежилищном строительстве наблюдается аналогичный тренд. В будущем такая динамика сохранится: рост мировой экономики ускорится, что поддержит спрос на сырье и будет способствовать повышению средних цен на нефть с 55 долл. за баррель в 2017 г. до 65 долл. в 2018 г. и 75 долл. за баррель в 2019 г.
В ближайшие месяцы ситуация в инвестиционной сфере продолжит улучшаться за счет роста числа физических и юридических лиц, готовых воспользоваться низкими процентными ставками и нарастить заимствования в банках.
Для бизнеса более активный переход к инвестиционной модели роста ограничивается слабым спросом в экономике. Один из факторов, который в прошлом позволил выйти из замкнутого круга стагнации, был внешний: ускорение роста мировой экономики вместе с повышением цен на сырьевые товары часто выступало мощным стимулом для экономики России. Для потребителей слабый рост доходов может ограничить способность россиян увеличивать долговую нагрузку в потребительском секторе.
В последнее время ситуация в потребительском секторе наконец начала демонстрировать признаки стабильности: за семь месяцев сокращение розничных продаж замедлилось до всего 0,2% в годовом выражении, а отрицательная динамика реальных доходов улучшилась до –1,4%. Месячные данные показывают, что реальные зарплаты в России устойчиво растут с августа 2016 г. (в среднем на 2,7% в годовом выражении), а розничные продажи — с апреля 2017 г. (+0,8%). В. Тихомиров полагает, что российский потребительский сектор будет чувствовать себя все лучше и лучше в ближайшие месяцы.
Рост госрасходов перед президентскими выборами окажется ограниченным — правительство обсуждает сумму около 100 млрд руб., или 0,7% совокупных федеральных расходов в этом году, а после выборов, вероятно, вернется к жесткой бюджетной политике, полагает В. Тихомиров.