Счетная палата представила данные проверки исполнения расходной части федерального бюджета 2017 г. на 1 августа. Вывод однозначен: выбранные правительством в качестве приоритетных проекты по развитию экономики и социальной сферы не получают необходимого финансирования.
По данным Счетной палаты (СП), которые опубликованы на ее сайте, на 1 августа приоритетные программы получили 65,1 млрд руб. Это составляет треть запланированной на год суммы. Бюджет в целом исполнен уже более чем на 50%. Отставание в выделении денег достигает двух месяцев.
Обнадеживающие макроэкономические данные
Доклад Счетной палаты начинается с представления общей экономической картины. СП отмечает, что исполнение федерального бюджета в январе — июле 2017 г. происходило в условиях низкой инфляции и роста ряда видов экономической деятельности, при этом оборот розничной торговли и реальные располагаемые денежные доходы населения продолжали снижаться. Цены на нефть (в среднем за период) сложились на более высоком уровне по сравнению с аналогичным периодом 2016 г., при этом их ежемесячная динамика была разнонаправленной. После укрепления в январе — мае динамика курса рубля в июне — июле сменилась на противоположную. СП напоминает, что в августе Росстат представил предварительную оценку динамики ВВП за II квартал 2017 г., в соответствии с которой рост в II квартале текущего года ускорился и составил 2,5% к аналогичному периоду предыдущего года. Последний раз такой рост был зафиксирован в IV квартале 2013 г.
Отмечается некий рост промпроизводства. Индекс промышленного производства в целом за январь — июль 2017 г. по сравнению с январем — июлем 2016 г. составил 101,9% (в аналогичном периоде 2016 г. — 101,3%). При этом только в водоснабжении, водоотведении, организации сбора и утилизации отходов, деятельности по ликвидации загрязнений было зафиксировано снижение динамики производства в январе — июле 2017 г. по сравнению с январем — июлем 2016 г. — 97,7% (в аналогичном периоде 2016 г. — 97,9%). По остальным трем укрупненным группам промышленной деятельности были зафиксированы положительные темпы роста: в добыче полезных ископаемых — 103,2% (в аналогичном периоде 2016 г. — 102,8%), в обеспечении электрической энергией, газом и паром, кондиционировании воздуха — 102,1% (99,9%) и в обрабатывающих производствах — 101% (100,7%). В январе — июле 2017 г. по сравнению с январем — июлем 2016 г. отмечался рост в большинстве видов обрабатывающих производств. Хотя наблюдается спад в металлургическом производстве (на 5,1%), производстве прочих транспортных средств и оборудования (на 4,8%), производстве готовых металлических изделий (на 3,8%).
Печалящие данные об уровне жизни
В январе — июле 2017 г. по сравнению с соответствующим периодом 2016 г., говорится в докладе СП, реальные располагаемые денежные доходы населения снизились на 1,4% (в январе — июле 2016 г. снижение на 5,3%), при этом реальная начисленная среднемесячная заработная плата увеличилась на 3% (снизилась на 0,2%), реальный размер назначенных пенсий — на 5,1% (в январе — июле 2016 г. снижение на 3,7%). При этом прирост реального размера назначенных пенсий обеспечен единовременной денежной выплатой в январе 2017 г., однако за февраль — июль они сократились на 1,1%.
В первой половине 2017 г. отмечен рост просроченной задолженности по заработной плате по кругу наблюдаемых видов экономической деятельности (не относящихся к субъектам малого предпринимательства), которая на 1 августа 2017 г. составила 3455,0 млн руб. и по сравнению с 1 января 2017 г. увеличилась на 730,0 млн руб. (на 26,8%).
Зато, отмечает СП, на рынке труда в январе — июле 2017 г. наблюдалось снижение общей численности безработных. Численность безработных (по методологии Международной организации труда) в среднем за месяц с начала года составила 4,1 млн человек (в аналогичном периоде 2016 г. — 4,4 млн). При этом в июле общая численность безработных составила 3,9 млн человек и по сравнению с июнем незначительно увеличилась — на 59 000 человек, или на 1,5%. Уровень безработицы в июле 2017 г. составил 5,1%, что на 0,2 п.п. ниже показателя июля 2016 г. и на 0,5 п.п. — января 2017 г.
В январе — июле 2017 г. динамика показателей, характеризующих внутренний потребительский спрос, начала демонстрировать признаки стабилизации.
В апреле — июле по сравнению с аналогичными месяцами предыдущего года отмечается незначительный рост оборота розничной торговли (в среднем на 0,7% в месяц). Однако в связи со снижением данного показателя в январе — марте общая динамика сохраняется отрицательной: в январе — июле 2017 г. по сравнению с январем — июлем 2016 г. оборот розничной торговли снизился на 0,2% (в январе — июле 2016 г. по сравнению с январем — июлем 2015 г. — на 4,8%). Объем платных услуг населению в сопоставимых ценах в январе — июле 2017 г. по сравнению с соответствующим периодом 2016 г. увеличился на 0,1% (в январе — июле 2016 г. было зафиксировано снижение на 0,8%).
Растет дефицит федерального бюджета
Объем доходов и расходов федерального бюджета снизился, дефицит федерального бюджета существенно увеличился, отмечает СП. Доходы федерального бюджета в январе — июле 2017 г. составили 8368,7 млрд руб., или 57% показателя, установленного Федеральным законом № 415-ФЗ (с изменениями) (14678,8 млрд руб.); расходы — 8789,4 млрд руб., или 52,9% показателя, установленного Федеральным законом № 415-ФЗ (с изменениями) (16602,6 млрд руб.). Дефицит федерального бюджета составил 420,7 млрд руб. при утвержденном Федеральным законом № 415-ФЗ (с изменениями) показателе в сумме 1923,8 млрд руб.
Рост дефицита наблюдается при том, что по сравнению с аналогичным периодом 2016 г. общий объем доходов федерального бюджета увеличился на 1398417,1 млн руб., или на 20,1%, нефтегазовые доходы — на 751014,8 млн руб., или на 29,4%, ненефтегазовые доходы — на 647402,3 млн руб., или на 14,7%.
Куда деньги не спешат
Счетная палата приводит те самые статистические данные об итогах полугодия, которые позволяют представителям власти говорить о том, что страна приноровилась к кризису и начинается подъем. В самом деле, статистика не удручает. Тем более странно, что на утвержденные как приоритетные программы деньги не спешат.
Вот несколько примеров затягивания исполнения намеченного, которые упоминаются в докладе СП. В Стратегию экономической безопасности до 2030 г. как один из ключевых пунктов заложен проект поддержки экспорта продукции промышленности. На 1 августа он профинансирован на 1%. Много говорится про цифровую экономику. Но в принципе не начато финансирование программы «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации». С опозданием на полгода выделяются деньги на программу своевременной медицинской помощи гражданам, проживающим в труднодоступных районах. Это программа к 1 августа обеспечена денежными ресурсами лишь на 7,9%.
На Федеральную адресную инвестиционную программу, которая включает в числе прочих проектов реконструкцию объектов в Крыму, модернизацию аэропортов и ремонт дорог, выделено 34,1% заложенных средств. Это эквивалентно отставанию от графика на два месяца.
Еще, отмечает СП, два из 55 получателей денег из бюджета, хотя суммы были выделены, не потратили ни рубля на заявленные цели. «Темпы ввода в эксплуатацию объектов продолжают оставаться низкими», — констатирует СП. По итогам 1-го полугодия 2017 г. закончены и начали работать на полную мощность 19 из 467 объектов, или 4,1%.
Кроме того, в целом за 1-е полугодие, по данным СП, федеральный бюджет получил ущерб на сумму 966 млрд руб. в результате операций, проходивших с нарушением Бюджетного кодекса. Объем утечки денег налогоплательщиков вырос в 1,9 раза, его сумма вдвое превышает годовые расходы на здравоохранение (518,8 млрд руб.), в 1,6 раза — расходы на образование и в 13 раз — ассигнования на сферу ЖКХ. Из общей суммы ущерба по итогам проверок СП в бюджет было возвращено менее 1% — 8,8 млрд руб.
Значения уровня инфляции, %
|
01.2017 |
02.2017 |
03.2017 |
04.2017 |
05.2017 |
06.2017 |
07.2017 |
---|---|---|---|---|---|---|---|
К предыдущему месяцу |
100,6 |
100,2 |
100,1 |
100,3 |
100,4 |
100,6 |
100,1 |
К декабрю предыдущего года |
100,6 |
100,8 |
101,0 |
101,3 |
101,7 |
102,3 |
102,4 |
К соответствующему месяцу предыдущего года |
105,0 |
104,6 |
104,3 |
104,1 |
104,1 |
104,4 |
103,9 |
Динамика показателей, характеризующих уровень жизни населения (к соответствующему месяцу предыдущего года, %)
|
01.2017 |
02.2017 |
03.2017 |
04.2017 |
05.2017 |
06.2017 |
07.2017 |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Реальные располагаемые денежные доходы |
108,2 |
96,3 |
97,7 |
92,5 |
99,9 |
100,0 |
99,1 |
Реальная начисленная заработная плата |
103,1 |
101,0 |
103,2 |
103,7 |
102,8 |
103,9 |
104,6 |
Реальный размер назначенных пенсий |
137,3 |
99,4 |
99,7 |
99,9 |
100,0 |
99,7 |
100,2 |
Динамика темпов прироста ВВП в 2016 и 2017 гг. (% к соответствующему периоду предыдущего года)
|
I кв. |
II кв. |
III кв. |
IV кв. |
Год |
---|---|---|---|---|---|
2016 |
–0,4 |
–0,5 |
–0,4 |
0,3 |
–0,2 |
2017 |
0,5 |
2,5 |
— |
— |
2,0 |
Анализ исполнения расходов федерального бюджета по разделам за январь — июль 2016—2017 гг. (млн руб.)
Наименование показателя |
2016 |
2017 |
Исполнено за 01—07.2017 в % к 01—07.2016 |
||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Утверждено сводной бюджетной росписью с учетом изменений |
Исполнено за 01—07 |
Утверждено сводной бюджетной росписью с учетом изменений |
Исполнено за 01—07 |
||||
сумма |
в % к сводной бюджетной росписи с учетом изменений |
сумма |
в % к сводной бюджетной росписи с учетом изменений |
||||
Расходы федерального бюджета — всего |
16273522,8 |
8412262,4 |
51,7 |
16877834,7 |
8789381,5 |
52,1 |
104,5 |
Общегосударственные вопросы |
1159316,1 |
576878,0 |
49,8 |
1302731,9 |
598674,1 |
46 |
103,8 |
Национальная оборона |
3157433,4 |
1646509,6 |
52,1 |
2871799,6 |
1546771,4 |
53,9 |
93,9 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
1962743,5 |
973484,0 |
49,6 |
1979380,9 |
963133,3 |
48,7 |
98,9 |
Национальная экономика |
2694332,2 |
930129,5 |
34,5 |
2558206,8 |
1043247,0 |
40,8 |
112,2 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
81295,1 |
36346,4 |
44,7 |
130254,3 |
70406,0 |
54,1 |
в 1,9 раз |
Охрана окружающей среды |
59987,5 |
46612,5 |
77,7 |
96271,7 |
61061,2 |
63,4 |
131 |
Образование |
625804,1 |
357208,9 |
57,1 |
629547,2 |
371616,4 |
59 |
104 |
Культура, кинематография |
97698,2 |
47124,2 |
48,2 |
104412,4 |
47545,7 |
45,5 |
100,9 |
Здравоохранение |
544063,2 |
265349,3 |
48,8 |
446316,0 |
211891,5 |
47,5 |
79,9 |
Социальная политика |
4428662,2 |
2770974,6 |
62,6 |
5071094,0 |
3013414,1 |
59,4 |
108,7 |
Физическая культура и спорт |
72712,8 |
20088,2 |
27,6 |
102046,0 |
41839,1 |
41 |
в 2,1 раза |
Средства массовой информации |
80620,2 |
36465,6 |
45,2 |
80229,6 |
39045,6 |
48,7 |
107,1 |
Обслуживание государственного и муниципального долга |
645836,9 |
334057,1 |
51,7 |
719956,8 |
345628,8 |
48 |
103,5 |
Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов российской федерации и муниципальных образований |
663017,4 |
371034,7 |
56 |
785587,4 |
435107,3 |
55,4 |
117,3 |
Информация об исполнении приоритетных проектов (программ) (млн руб.)
Наименование |
Бюджетные ассигнования (расчетно), |
Исполнено по состоянию на 1 августа 2017 г. |
|||
---|---|---|---|---|---|
утвержденные на 2017 г. Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» |
на 2017 г., установленные сводной росписью по состоянию на 1 августа 2017 г. |
сумма |
в % к бюджетным ассигнованиям, |
||
Утвержденным на 2017 г. Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» |
Установленным сводной росписью с изменениями |
||||
Направление стратегического развития «Здравоохранение», всего |
3300,0 |
4848,5 |
554,2 |
16,8 |
11,4 |
Приоритетный проект «Обеспечение своевременности оказания экстренной медицинской помощи гражданам, проживающим в труднодоступных районах Российской Федерации» |
3300,0 |
3300,0 |
261,2 |
7,9 |
7,9 |
Приоритетный проект «Совершенствование процессов организации медицинской помощи на основе внедрения информационных технологий» |
|
1548,5 |
293,0 |
|
18,9 |
Направление стратегического развития «Образование», всего |
42478,1 |
42478,1 |
19196,5 |
45,2 |
45,2 |
Приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» |
400,0 |
400,0 |
|
|
|
Приоритетный проект «Подготовка высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров с учетом современных стандартов и передовых технологий» |
3604,7 |
3604,7 |
1591,2 |
44,1 |
44,1 |
Приоритетный проект «Вузы как центры пространства создания инноваций» |
13473,4 |
13473,4 |
11368,0 |
84,4 |
84,4 |
Приоритетный проект «Создание современной образовательной среды для школьников» |
25000,0 |
25000,0 |
6237,2 |
24,9 |
24,9 |
Направление стратегического развития «Ипотека и арендное жилье», всего |
20000,0 |
20347,9 |
3731,2 |
18,7 |
19,2 |
Приоритетный проект «Ипотека и арендное жилье» |
20000,0 |
20347,9 |
3731,2 |
18,7 |
19,2 |
Направление стратегического развития «ЖКХ и городская среда», всего |
25006,9 |
30108,3 |
18456,4 |
73,8 |
61,3 |
Приоритетный проект «Обеспечение качества жилищно-коммунальных услуг» |
5006,9 |
5006,9 |
5006,9 |
100,0 |
100,0 |
Приоритетный проект «Формирование комфортной городской среды» * |
20000,0 |
25101,4 |
13449,5 |
67,2 |
53,6 |
Направление стратегического развития «Безопасные и качественные дороги», всего |
30000,0 |
31250,0 |
8410,2 |
28 |
26,9 |
Приоритетный проект «Безопасные и качественные дороги» |
30000,0 |
31250,0 |
8410,2 |
28 |
26,9 |
Направление стратегического развития «Моногорода», всего |
6500,0 |
11337,0 |
741,7 |
11,4 |
6,5 |
Приоритетная программа «Комплексное развитие моногородов» |
6500,0 |
11337,0 |
741,7 |
11,4 |
6,5 |
Направление стратегического развития «Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», всего |
13100,0 |
13100,0 |
12800,0 |
97,7 |
97,7 |
Приоритетный проект «Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» |
13100,0 |
13100,0 |
12800,0 |
97,7 |
97,7 |
Направление стратегического развития «Экология», всего |
2923,4 |
2903,7 |
577,9 |
19,8 |
19,9 |
Приоритетный проект «Чистая страна» |
2923,4 |
2903,7 |
577,9 |
19,8 |
19,9 |
Направление стратегического развития «Международная кооперация и экспорт», всего |
33564,9 |
33564,9 |
627,0 |
1,9 |
1,9 |
Приоритетный проект «Системные меры развития международной кооперации и экспорта» |
16625,5 |
16625,5 |
54,6 |
0,3 |
0,3 |
Приоритетный проект «Международная кооперация и экспорт в промышленности» |
16193,5 |
16193,5 |
140,9 |
0,9 |
0,9 |
Приоритетный проект «Экспорт продукции агропромышленного комплекса» |
745,9 |
745,9 |
431,5 |
57,8 |
57,8 |
Направление стратегического развития «Реформа контрольной и надзорной деятельности», всего |
50,5 |
65,5 |
|
|
|
Приоритетная программа «Реформа контрольной и надзорной деятельности»** |
50,5 |
65,5 |
|
|
|
Итого по направлениям стратегического развития |
176923,8 |
190003,9 |
65095,0 |
36,8 |
34,3 |
* В соответствии с паспортом приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды» расходы на поддержку обустройства мест массового отдыха населения (городских парков) в объеме 500 млн руб. учитываются в бюджете отдельно и не классифицированы по целевой статье, как средства на реализацию приоритетных проектов (программ). ** На 2017 г. в Федеральном законе № 415-ФЗ предусмотрены бюджетные ассигнования в объеме 150 млн руб. на реализацию приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности», не классифицированные по целевым статьям, как средства на реализацию приоритетных проектов (программ). По имеющейся в Счетной палате информации, исполнение указанных расходов по состоянию на 1 июня 2017 г. составило 26,9 млн руб., или 17,9% показателя сводной росписи с изменениями. Источник: СП |